Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
-
ПРИНЯТО:
Педагогическим советомПротокол№1
От31.08.2023г
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ«Безопасный Интернет в школе»
2023г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙСРЕДЫ«Безопасныйинтернетвшколе»……………………………………………..……..
2.Пояснительнаязаписка………………………………………………………..…………...
3. Программа по созданию безопасной информационной среды в школе «Безопасныйинтернетвшколе»………………………………………………….…………………………
4.Литература…………………………….……………………………………………………
5.Приложения………….……………………….…………………………………………….
Приложение 1. Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сетиИнтернетна2023-2024учебныйгод………………………………………………………….
Приложение 2. ПРАВИЛА использования сети Интернет в МКОУ СОШ № 3Приложение3.РЕГЛАМЕНТдоступакинформациивсетиИнтернет………………
Приложение 4. ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий приосуществленииконтролязаиспользованиемучащимисясетиИнтернет…………..……...
Приложение 5.КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения кобразовательномупроцессу………………………………………………………….………..
Приложение6.Регламентработысэлектроннойпочтой………………………………….
Приложение 7. Инструкция по организации антивирусной защиты в МКОУ СОШ № 3……………………………………………………………………………………………………………………….
Приложение8.Методическиерекомендации «БезопасныйИнтернет»………….………...
Приложение 9. Памятка родителям по управлению безопасностью детей винтернете………........................................................................................................................
Приложение10.Памяткадлядетейпобезопасномуповедениювинтернете…………….
ПАСПОРТПРОГРАММЫ
ПОСОЗДАНИЮБЕЗОПАСНОЙИНФОРМАЦИОННОЙСРЕДЫВШКОЛЕ
«Безопасныйинтернетвшколе»
Наименованиепрограммы |
БезопасныйИнтернетвшколе |
Нормативно-правовая базапрограммы |
№436-ФЗ«Озащитедетейотинформации,причиняющейвредихздоровьюи развитию»;
|
Срокиреализации |
2022-2026годы |
Разработчикипрограммы |
Закурдаева Ю.А. – директор, ответственный заинформатизациюв образовательномучреждении |
Исполнителипрограммы |
|
Материально-техническоеобеспечение учебногопроцесса |
|
Целиизадачипрограммы |
Целипрограммы:
|
|
Задачипрограммы:
|
Основныенаправленияпрограммы |
|
Планируемыерезультатыреализациипрограммы |
Системныйподходврешениизадачпостроениявшколебезопаснойсредыдля доступак сети Интернет:
Будетсозданановаямедиасреда,соответствующаяследующимхарактеристикам:
|
|
информационнойбезопасностидетей,утвержденнаяраспоряжениемПравительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р») |
Возможныериски |
|
-
Пояснительнаязаписка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационныхсетяхстановитсявсеболееактуальнойвсвязиссущественнымвозрастаниемчисленностинесовершеннолетнихпользователей.
Всовременныхусловияхразвитияобществакомпьютерсталдляребенкаи«другом»и
«помощником»идаже «воспитателем»,«учителем».Всеобщаяинформатизацияи
доступный,высокоскоростнойИнтернетуравнялжителейбольшихгородовималых
деревень в возможности получить качественное образование и стал неотъемлемой частьюнашей повседневной жизни.
ИспользованиеИнтернетавобразовательныхучрежденияхидомарасширяет
информационноеобразовательноепространствообучающегоипозволяетповыситьэффективностьобучения.
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможностьшкольникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом,необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельногообучаться.Благодарятакимресурсамушкольниковпоявляетсявозможностьузнаватьопроводимыхолимпиадах, конкурсах, и приниматьвнихактивное участие.
ИспользованиеИнтернетавработесдетьми ивработешколыдостаточнообширно:
-
этоиспользованиеэлектроннойпочты;
-
поисквсетинужнойинформации;
-
созданиесобственныхшкольныхвеб-страниц;
-
рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах иконкурсахи т.п.);
-
обмен опытом;
-
ответынатипичныевопросы;
-
получение("скачивание")небольшихобучающихпрограммпоразнымпредметам;
-
совместныепроектышкольников(иучителей)разныхшкол.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе многоопасностей, существует ряд аспектов, негативно влияющих на физическое, моральное,духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении упсихическинеустойчивыхшкольников,представляющихдлядетейугрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету.В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности онине всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подачерекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации иподлинностьееисточников.Мыжехотим,чтобы ребятасталиполноценными
гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться кинформационнойпродукции.Онидолжнызнать,какиеопасностиподстерегаютихвсетиикак ихизбежать».
Важно,чтобывовсехшколах былбезопасныйИнтернет.
По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн.интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сетьсамостоятельно, без присмотрародителейипедагогов.
Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенногосодержания.Умногихразвиваетсяинтернет-зависимость и игромания.
Обеспечениегосударствоминформационнойбезопасностидетей,защитаихфизического,умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах иэлектронных СМИ – требование международного права (Рекомендации ЕвропейскогоПарламентаиСоветаЕСот20.12.2006озащитенесовершеннолетнихичеловеческого
достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС опринятии долгосрочного плана действий Сообщества по содействию безопасномуиспользованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносногосодержимоговрамкахглобальныхсетей).
-
Программапосозданиюбезопаснойинформационнойсреды
«БезопасныйИнтернетвшколе»
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – этосостояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинениеминформацией,втомчислераспространяемойвсетиИнтернет,вредаихздоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный законот 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровьюи развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно толькосовместнымиусилиямиучителей, родителейисамихшкольников.
СогласноКонцепцииинформационнойбезопасностидетей,утвержденнойраспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерации от2декабря2015г.№2471-р»,обеспечение
информационнойбезопасностидолжностроитьсянаследующихпринципах:
признание детей равноправными участниками процесса формирования информационногообществавРоссийской Федерации;
ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационнойсфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современнойинформационнойсреде;
воспитание удетей навыковсамостоятельногоикритического мышления;
развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересовдетей винформационной среде;
повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информацииимассовыхкоммуникацийигосударственных органоввинтересахзащитыдетейот
информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;обучениедетей медиаграмотности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационнойсреде;
создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферыдля детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этническойпринадлежности;
взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части,касающейсяобеспеченияинформационнойбезопасностидетей;
обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию Россиичерез использованиесовременных средств массовыхкоммуникаций;
открытостьивзаимодействиесдругойинформационнойкультуройитрадициями,формирование у детей объективного представления о российской культуре какнеотъемлемой частимировой цивилизации.
Даннаяпрограммарассчитананапериод2022-2026годы.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей:начальное звено (2-4 класс), основное (5-9 класс). На каждом этапе необходимыспециальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МОУ СОШ № 34 созданыследующиеусловия:
-
Вобразовательномучрежденииразработаныиутверждены:
-
ПРАВИЛАиспользованиясетиИнтернет;
-
ИНСТРУКЦИЯповопросамрегламентациидоступакинформациивсетиИнтернет;
-
ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий приосуществленииконтролязаиспользованиемучащимисясетиИнтернет;
-
КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения к образовательномупроцессу;
-
Регламентработысэлектроннойпочтой;
-
Инструкцияпоорганизацииантивируснойзащиты;
-
ПОЛОЖЕНИЕ о сайте муниципального общеобразовательного учрежденияМедведковскаяосновная общеобразовательнаяшкола;
-
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощьюпрограммно-техническихсредствивизуального контроля.
-
На официальном сайте школы создан раздел для обучающихся «Правила безопасностив сети Интернет», где размещены материалы, посвященные безопасному поведению всети Интернет и его использованию. А также на сайте размещены полезные ссылки дляобучающихсяи родителей.
-
ИмеетсяжурналучетаработывсетиИнтернет.
-
ЕжегоднопроводитсяНеделябезопасности всетиИнтернет.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа проводитцеленаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися,родителями.
Механизмреализациипрограммы
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтомуобеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этомуобществу.
КонтрользаучащимисявсетиИнтернетосуществляют:
-
вовремяпроведениязанятий–преподаватель,проводящийзанятие;
-
во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо,назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа кинформации вИнтернете.
Данныелицаобладаютнеобходимойквалификациейизнаниямивобластиинформационныхтехнологий.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован техническийконтроль,ведетсяпрофилактическаяработасобучающимисяиихродителями,доступныинформационныересурсыдлявсехучастниковобразовательногопроцесса.
Техническийконтроль
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на нихнегативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации интернет-отРостелекомспредоставлениемсертификатов,исключающая доступктакой
информации. Программой блокируетсядоступ ксайтам, содержащим материалы,которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можноограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем неменее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступак нежелательнойинформации.
Антивирусный пакет, установленный на все компьютеры, также позволяет ограничитьдоступюныхпользователей Интернетак нежелательномуконтентуиобеспечить
безопасностьшкольнойкомпьютернойсети.
Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым»спискам.
Профилактическаяработасобучающимися
Работа с учащимися проводится с учетом их возрастных особенностей. В начальнойшколе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов,тренингов.
Профилактическаяработасродителями
Формыработысродителямиразличны–родительскиесобрания,индивидуальныебеседы,лекции.Родителидолжныпонимать,чтониктотак сильнонеотвечаетзабезопасность
детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролироватьсвоихдетей.
Выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка откомпьютераи чтоснимделать»,вышедшейв издательстве«София»:
«Детииподросткиприрастаюткрозеткетогда,когдареальныймирнеможетпредложитьим других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляетсемьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы ивремя общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и накомпьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей иподростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он,собственно,и предназначен».
ДляразъясненияродителямопасностейИнтернетапроводятсяродительскиесобрания
«БезопасныйИнтернет-детям».
Информационныйресурс
Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работусемьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей отвозможныхопасностейиошибок.Существует рядсайтов,посвященныхбезопасности
детей в Интернете: http://персональныеданные.дети/, http://rkn.gov.ru/personal-data/,http://сетевичок.рф/, www.detionline.org, www.interneshka.net,http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/-БезопасныйИнтернетдлядетей
http://detionline.com/-ДетиРоссии онлайн, http://www.internet-kontrol.ru/-сайтдляумныхродителей, http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html- Безопасностьдетейвинтернете.
ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Такжеинформация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена наофициальномсайтешколы и вклассныхуголках.
Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированиюбезопаснойинформационнойобразовательнойсредышколы,обеспечению
информационнойбезопасностиучащихся,использующихИнтернетвобразовании,ипропагандебезопасного поведения всетиИнтернет.
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсациинегативныхпоследствий
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить этуинформацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы идома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационнуюкультуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетомего интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамкахобщечеловеческихценностей.
Планируемыерезультаты
СистемныйподходврешениизадачпостроениявшколебезопаснойсредыдлядоступаксетиИнтернет:
-
обеспечитпотребностьучителявпостоянномповышенииуровнясвоейквалификацииипрофессионализмапо данномувопросу;
-
поможетродителямграмотноорганизоватьинформационноепространстворебенкав
семье;
-
совместныеусилияпедагоговиродителейсоздадутрабочуюсредуребенкаившколе,идомасучетомегоинтересов,сообразновозрастнымособенностямидуховным
потребностямврамкахобщечеловеческихценностей.
-
наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных насоциализациюмолодого поколенияи раскрытиееготворческогопотенциала;
-
свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующихпоколений;
-
качественныйростуровнямедиаграмотностидетей;
-
увеличениечисладетей,разделяющихценностипатриотизма;
-
гармонизациямеж-ивнутрипоколенческихотношений;
-
популяризацияздоровогообразажизнисредимолодогопоколения;
-
формированиесредидетейустойчивогоспросанаполучениевысококачественныхинформационныхпродуктов;
-
снижениеуровняпротивоправногоипреступногоповедениясредидетей;
-
формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности иавторскому праву, сознательный отказ от использования "пиратского" контента».(Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжениемПравительстваРоссийской Федерацииот 2декабря 2015г. №2471-р).
Перспективы дальнейшей работы школы по созданию Интернет-пространства дляучастниковобразовательного процесса
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный исложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией,объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов,родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокийнравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А дляэтогонеобходимоповышатьквалификацию педагоговповопросаминформационной
безопасности,чтобы уметьоперативноориентироватьсяиориентироватьдетейпо
безопасномуповедениювИнтернете.Регулярнопроводитьродительскийвсеобучповопросамкибербезопасностии работатьневдогонку,анаопережение.
4.Литература
-
Федеральныйзакон«Обобразовании»,ЗаконРФот29.12.2012№273.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защитедетей отинформации,причиняющейвредихздоровьюи развитию».
-
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,информационныхтехнологияхиозащитеинформации».
-
Федеральныйзаконот27.07.2006№152«Оперсональныхданных».
-
Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжениемПравительстваРоссийскойФедерации от2декабря2015г.№2471-р».
-
Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.:ИздательствоАгентства«Яхтсмен»,1996.
-
Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основыкомпьютернойбезопасности.– М.:Радиоисвязь, 2000.
-
Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем.Монография.– М.:МГУЛ, 2003. – 212 с.
-
Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасностьтелекоммуникационныхтехнологий:Учебноепособие.–М. «Радиоисвязь»,2003.
-
СеребряникЕ.Э.Формированиеинформационно-личностнойбезопасностиучащихся
основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатапедагогическихнаук.Калининград2011.
-
Ссылкинаиспользуемыесайты:
http://interneshka.org/events/
http://obo-sosh2.ru/roditelyam/opasnost-interneta.htmlhttp://персональныеданные.дети/http://rkn.gov.ru/personal-data/
Переченьприложений:
-
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет на2022-2023учебныйгод.
-
ПРАВИЛАиспользованиясетиИнтернет;
-
РЕГЛАМЕНТдоступакинформациивсетиИнтернет;
-
ИНСТРУКЦИЯ для педагогических сотрудников о порядке действий приосуществленииконтроля заиспользованием сети Интернет;
-
КЛАССИФИКАТОР информации, не имеющей отношения к образовательномупроцессу;
-
Регламентработысэлектроннойпочтой.
-
Инструкцияпоорганизацииантивируснойзащиты;
-
ПоложениеосайтеОУ;
-
Методическиерекомендации«БезопасныйИнтернет».
-
Памяткародителямпоуправлениюбезопасностьюдетейвинтернете.
-
Памяткадлядетейпобезопасномуповедениювинтернете.
Приложение1
ПереченьмероприятийпообучениюбезопасномуиспользованиюсетиИнтернетна2023-2024учебный год
№ |
Периодпроведения |
Наименованиемероприятия |
Ответственный |
1 |
Сентябрь -май 2022 -2023 |
Уроки безопасности работы в Интернет дляучащихся 2–4, 5–9 классов. |
Классныеруководители 2-9классов, учительинформатики |
2 |
Сентябрь2022 |
Изучение нормативных документов поорганизациибезопасногодоступаксетиИнтернет |
Администраторсайта |
3 |
Октябрь2022 |
Организацияипроведениеконкурсадетскихработ «Мой безопасный Интернет» сноминациями:
|
Ответственный заинформатизацию |
4 |
Ноябрь2022 |
-Проведениеклассныхчасов,задачейкоторых являетсяознакомлениеучащихсясопасностями,которыеподстерегаютихвИнтернете: «БезопасностьвсетиИнтернет»(5-6кл.), «РазвлеченияибезопасностьвИнтернете», «ТемнаясторонаИнтернета»(7-8кл.), «ОпасностивИнтернете»«Какобнаружитьложьи остатьсяправдивымвИнтернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9кл.). |
Классныеруководители 5-9классов. |
5 |
Декабрь2022 |
Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзордетскихсайтов)–возрастмладшиешкольники.
|
Учителя начальныхклассов. |
6 |
Январь2023 |
Проведениебесед,диспутов:«Безопасностьприработе в Интернете», «О личной безопасности вИнтернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевогообщения » (7-8 классы), «Форумы и чаты вИнтернет»(9 класс). |
Учительинформатикии ИКТ |
7 |
Март2023 |
Круглыйстол««Информационнаябезопасностьсетевой технологии работы» |
УчительинформатикиАдминистраторсайта |
8 |
В течениегода |
- Выступление на родительском собрании натему:«Быть илинебыть Интернетув |
Классныеруководители |
|
2022-2023 |
компьютеревашегоребенка?»
|
УчительинформатикиАдминистраторсайта |
Приложение2
ПравилаиспользованиясетиИнтернет
в МКОУ СОШ № 3
-
Общиеположения
-
Использование сети Интернет направлено на решение задач учебно-воспитательногопроцесса.
-
НастоящиеПравиларегулируютусловияипорядокиспользованиясетиИнтернетвОУ.
-
НастоящиеПравилаимеютстатуслокальногонормативногоактаОУ.
-
-
ОрганизацияиспользованиясетиИнтернетвОУ
-
Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательномпроцессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический советпринимаетПравилаиспользованиясетиИнтернетнаучебныйгод.ПравилавводятсявдействиеприказомдиректораМБОУСОШ №34.
-
ПравилаиспользованиясетиИнтернетразрабатываютсяпедагогическимсоветомОУна основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешнихэкспертов,вкачествекоторыхмогутвыступать:
-
-
педагоги других образовательных учреждений, имеющие опыт использованияИнтернетавобразовательномпроцессе;
-
специалистывобластиинформационныхтехнологий;
-
родителиобучающихся.
-
При разработке правил использования сети Интернет педагогический советруководствуется:
-
законодательствомРоссийскойФедерации;
-
опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса сиспользованиеминформационныхтехнологийивозможностейИнтернета;
-
интересамиобучающихся;
-
целямиобразовательногопроцесса;
-
рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсовсетиИнтернет.
-
РуководительОУотвечаетзаобеспечениеэффективногоибезопасногодоступаксети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечениядоступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии сустановленнымвОУправиламируководительОУназначаетсвоимприказом
ответственныхзадоступксетиИнтернетиобеспечениесистемыконтентнойфильтрации.
-
ПедагогическийсоветОУ:
-
принимаетрешениеоразрешении/блокированиидоступакопределеннымресурсам(или)категориям ресурсов сети Интернет;
-
определяетхарактериобъеминформации,публикуемойнаинтернет-ресурсахОУ;
-
дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнениясвоих функций лиц, ответственных за доступ к сети Интернет и обеспечение системыконтентнойфильтрации;
-
Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использованияобучающимися сетиИнтернетосуществляетпедагог,ведущийзанятие.
Приэтомпедагог:
-
наблюдаетзаиспользованиемкомпьютераисетиИнтернетобучающимися;
—принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения кобразовательномупроцессу.
-
Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятийконтроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенныеприказомего руководителя.
РаботникОУ:
-
наблюдаетзаиспользованиемкомпьютераисетиИнтернетобучающимися;
-
принимаетмерыпопресечениюобращенийкресурсам,неимеющихотношениякобразовательномупроцессу;
-
сообщаетклассномуруководителюопреднамеренныхпопыткахобучающегосяосуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательномупроцессу.
-
При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ толькоктемресурсам,содержаниекоторыхнепротиворечитзаконодательствуРоссийской
Федерации, которые имеют прямое отношение к образовательному процессу. Проверкавыполнения такого требования осуществляется с помощью специальных техническихсредствипрограммногообеспеченияконтентнойфильтрации,установленного вОУ.
-
ПользователисетиИнтернетвОУдолжныучитывать,чтотехническиесредстваипрограммное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сетиИнтернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существуетвероятность обнаружения обучающимися ресурсов, которые не имеют отношения кобразовательному процессу и содержание которых противоречит законодательствуРоссийской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ необходимосообщить о случайном доступе к подобной информации ответственному за контент-фильтрациювОУ.
-
Отнесениеопределенныхресурсови(или)категорийресурсоввсоответствующиегруппы, доступ к которым регулируется техническими средствами и программнымобеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правиламиобеспечиваетсяработникомОУ, назначеннымего руководителем.
-
Принципы размещения информации на Интернет-ресурсах ОУ призваныобеспечивать:
-
соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и правграждан;
-
защитуперсональныхданных обучающихся,педагоговисотрудников;
-
достоверностьикорректностьинформации.
-
Персональныеданныеобучающихся(включаяфамилиюиимя,класс/годобучения,возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведенияличного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только списьменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся.Персональные данные педагогов и сотрудников ОУ размещаются на его Интернет-ресурсахтолькосписьменногосогласиялица,чьиперсональныеданныеразмещаются.
-
В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ безуведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей,могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчествопреподавателя, сотрудникаили родителя.
-
При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУобязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ОУ не несетответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменноесогласиелица(егозаконногопредставителя)наопубликованиеперсональныхданных.
-
ИспользованиесетиИнтернетвОУ
-
Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целяхобразовательного процесса.
-
Поразрешениюлица,ответственногозадоступксетиИнтернетиобеспечениесистемыконтентнойфильтрации,педагоги,сотрудники,обучающиеся вправе:
-
размещатьсобственнуюинформациювсетиИнтернетнаИнтернет-ресурсахОУ;
-
иметьучетнуюзаписьэлектроннойпочтынаИнтернет-ресурсахОУ.
-
Обучающемусязапрещается:
-
обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых недопустимы длянесовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика,порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозногоэкстремизма,национальной,расовойит.п.розни,иныересурсысхожейнаправленности);
-
осуществлятьлюбыесделкичерезИнтернет;
-
осуществлятьзагрузкифайловнакомпьютерОУбезспециальногоразрешения;
-
распространятьоскорбительную,несоответствующуюдействительности,порочащуюдругихлицинформацию,угрозы.
-
При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения кобразовательномупроцессу,обучающийсяобязаннезамедлительносообщитьобэтом
педагогу,проводящемузанятие.Педагогобязанзафиксироватьдоменныйадресресурсаивремя его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за доступ к сетиИнтернет иобеспечениесистемы контентнойфильтрации.
Ответственныйобязан:
-
принятьинформациюотпедагога;
-
направитьинформациюонекатегоризированномресурсеоператорутехнических
средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (втечениесуток);
-
вслучаеявногонарушенияобнаруженнымресурсомзаконодательстваРоссийскойФедерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер всоответствии сзаконодательствомРоссийскойФедерации(втечениесуток).
Передаваемаяинформациядолжнасодержать:
-
доменныйадресресурса;
-
сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсомзаконодательстваРоссийскойФедерациилибоегонесовместимостисзадачамиобразовательного процесса;
-
датуивремяобнаружения;
-
информацию об установленных в ОУ технических средствах техническогоограничениядоступа кинформации.
Приложение3.
РЕГЛАМЕНТ
работы обучающихся и педагогических работников в сети ИнтернетМКОУ СОШ № 3
-
Общиеположения
«Точка доступа» к сети Интернет предназначена для обслуживания образовательных,информационныхпотребностейработниковиобучающихся.Педагогическиеработники,сотрудникииобучающиеся (вдальнейшемпользователь)допускаютсяк работена
Выход в сеть Интернет осуществляется по графику за закрепленным рабочим местомпользователя на основании предварительной записи в журнале «Учета времени работы всети Интернет» у администратора или при наличии свободных мест в зависимости откатегориипользователя:
-
ОбучающимсяпредоставляетсядоступвИнтернетсогласнорасписаниюзанятийипослеуроков.
-
Педагогическим работникам предоставляется доступ согласно служебным запискам наимя директора с указанием планируемого времени работы. Время работы в Интернетлимитируется администрацией образовательногоучреждения.
-
Остальнымпользователямпредоставляетсядоступприналичиирезервапропускнойспособностиканалапередачи.
По всем вопросам, связанным с доступом в Интернет, следует обращаться кадминистраторуИнтернет-класса.
-
Правилаработы
Для доступа в Интернет используется программа «Internet Explorer». Отправкаэлектронной почты с присоединенной к письму информацией, запись информации нафлеш-картыиоптическиедискиосуществляетсяуадминистратора.
ПриработевИнтернетпользовательобязан:
-
Выполнятьвсетребованияадминистратора.
-
Вначалеработыпользовательдолжензарегистрироватьсявсистеме,т.е.внестисвойлогинипароль.
-
Запрещается работать под чужим регистрационным именем, сообщать кому-либопароль,одновременновходитьв сетьболеечемсоднойрабочейстанции.
-
Каждому пользователю, при наличии технической возможности, предоставляетсяперсональный каталог для хранения личных данных общим объемом не более 5 Мб,возможностьработыспочтовымящикомдляотправкииполученияэлектроннойпочты.
-
Пользователю разрешается копировать информацию на диски, предварительнопроверенныенавирус.
-
Пользователюзапрещаетсялюбоекопированиенажесткиедиски.
-
Пользователюзапрещеновноситьизменениявпрограммноеобеспечениеустановленноенарабочей станции.
-
Запрещенапередачаинформации,представляющейкоммерческуюилигосударственнуютайну.Распространениеинформации,порочащей честьидостоинствограждан.
-
Запрещаетсяработать собъемнымиресурсами (video,audio,chat,игрыидр.)безсогласованиясадминистратором.
-
Запрещаетсядоступксайтам,содержащиминформацию,противоречащуюобщепринятойэтике.
-
Пользователь обязан сохранять оборудование в целостности и сохранности. Принанесении ущерба (порча имущества, вывод оборудования из рабочего состояния)пользовательнесетматериальнуюответственностьвсоответствиидействующимзаконом.
-
Пользователь должен помнить свой пароль. В случае утраты пароля пользовательобязан сообщить об этом администратору.
-
Привозникновениитехническихпроблемпользовательобязанпоставитьвизвестностьадминистратора.
-
За нарушения правил работы в сети Интернет пользователь получает первоепредупреждение и лишается права выхода в Интернет сроком на 1 месяц. При повторномнарушении– пользователь лишаетсядоступавИнтернет.
-
Правиларегистрации
Для доступа в Интернет пользователь должен пройти процесс регистрации:1.Пользовательобязанознакомитьсяс«Регламентомработыобучающихсяи
педагогическихработниковвсетиИнтернет», расписатьсявжурналеучетаработывсетиИнтернетобучающихсяипедагогических работников.
2.Передработойнеобходимоознакомитьсяс«ПамяткойиспользованияресурсовсетиИнтернет».
Приложение4.
Инструкция
для педагогических работников и сотрудников МКОУ СОШ № 3школа о порядке действий при осуществлении контроля использованияобучающимися сети Интернет
-
Настоящаяинструкцияустанавливаетпорядокдействийсотрудниковобразовательногоучрежденияпри обнаружении:
-
обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательномупроцессу;
-
отказаприобращениикконтенту,имеющемуотношениекобразовательномупроцессу,вызванноготехническими причинами.
-
КонтрольиспользованияобучающимисясетиИнтернетосуществляют:
-
вовремязанятия—проводящийегопреподаватель;
-
во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся —сотрудникОУ,назначенныйруководителемОУвустановленномпорядке.
-
Преподаватель:
-
определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетомиспользования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей,атакжедлительностьсеансаработыодного обучающегося;
-
наблюдаетзаиспользованиемобучающимисякомпьютеровисетиИнтернет;
-
способствуетосуществлениюконтроляобъемовтрафикаОУвсетиИнтернет;
-
запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) вслучае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых кобучающимсятребований при работе всетиИнтернет;
-
доводитдоклассногоруководителяинформациюонарушенииобучающимсяправилработывсетиИнтернет;
-
принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющимотношенияк образовательномупроцессу.
-
При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию,запрещеннуюдляраспространениявсоответствиисзаконодательством Российской
Федерации,илииногопотенциальноопасногодляобучающихсяконтента,онсообщаетобэтомлицу, ответственномузаработуИнтернетаиограничение доступа.
-
Вслучаеотказадоступак ресурсу,разрешенномувОУ,преподаватель такжесообщаетобэтомлицу, ответственномузаработуИнтернетаи ограничениедоступа.
Приложение5.
Классификатор
информации, не имеющей отношения к образовательному процессу вМКОУ СОШ № 3
-
Классификацию информации, запрещенной законодательством Российской Федерациик распространению и не имеющей отношения к образовательному процессу,осуществляют специальные экспертно-консультативные органы (советы) при органахуправленияобразованием.
-
Классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации краспространению, применяется в единообразном виде на всей территории РоссийскойФедерации.
-
Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу,может содержать как части (разделы), рекомендуемые к применению в единообразномвиде на всей территории Российской Федерации, так и части (разделы), рекомендуемые киспользованию экспертно-консультативными органами (советами) регионального и (или)муниципальногоуровня.
-
ВсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииобразовательное
учреждение свободно в выборе и применении классификаторов информации, не имеющейотношения к образовательному процессу, а также несет ответственность за невыполнениефункций, отнесенныхкего компетенции.
-
Рекомендации по формированию Классификатора информации, распространениекоторой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации,разработаны в соответствии с проведенным анализом законодательства РоссийскойФедерации и международных договоровРоссийской Федерации.
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
1 |
Пропаганда войны,разжигание ненависти ивражды, пропагандапорнографии иантиобщественногоповедения |
|
2 |
ЗлоупотреблениесвободойСМИ— экстремизм |
Информация,содержащаяпубличныепризывыкосуществлениютеррористическойдеятельности,оправдывающая терроризм, содержащая другиеэкстремистскиематериалы |
3 |
ЗлоупотреблениесвободойСМИ — наркотическиесредства |
Сведенияо способах,методахразработки,изготовленияииспользования,местахприобретениянаркотических средств, психотропных веществ и ихпрекурсоров,пропагандакаких-либопреимуществ |
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
|
|
использования отдельных наркотических средств,психотропныхвеществ,иханалоговипрекурсоров |
4 |
Злоупотребление свободойСМИ — информация сограниченнымдоступом |
Сведения о специальных средствах, техническихприемахитактикепроведенияконтртеррористическихопераций |
5 |
Злоупотребление свободойСМИ—скрытоевоздействие |
Информация, содержащая скрытые вставки и иныетехнические способы воздействия на подсознаниелюдейи(или)оказывающаявредноевлияниенаихздоровье |
6 |
Экстремистские материалыили экстремистская деятельность(экстремизм) |
А)Экстремистскиематериалы,тоесть предназначенные для обнародования документы илиинформация, призывающие к осуществлениюэкстремистской деятельности либо обосновывающиеили оправдывающие необходимость осуществлениятакойдеятельности,втомчислетрудыруководителейнационал-социалистскойрабочейпартииГермании, фашистской партии Италии; публикации,обосновывающиеилиоправдывающиенациональноеи (или) расовое превосходство либо оправдывающиепрактикусовершения военныхилииных преступлений,направленныхнаполноеиличастичноеуничтожение какой-либо этнической, социальной,расовой,национальнойилирелигиознойгруппы;
Б) экстремистская деятельность (экстремизм)включает деятельность по распространениюматериалов(произведений),содержащиххотябыодиниз следующихпризнаков:
Федерации;
идеологической,политической,расовой, |
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
|
|
национальнойилирелигиознойненавистилибо вражды,аравнопомотивамненависти либовраждывотношениикакой-либосоциальнойгруппы;
|
7 |
Вредоносныепрограммы |
Программы для ЭВМ, заведомо приводящие кнесанкционированному уничтожению, блокированию,модификации либо копированию информации,нарушениюработыЭВМ,системыЭВМили их сети |
8 |
Преступление |
|
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
|
|
лицаилиподрывающих егорепутацию);
|
9 |
Ненадлежащаяреклама |
Информация,содержащаярекламуалкогольнойпродукцииитабачныхизделий |
10 |
Информациясограниченнымдоступом |
Информация, составляющая государственную,коммерческую,служебнуюилиинуюохраняемуюзакономтайну |
-
Приводимый далее перечень категорий Классификатора информации, не имеющейотношениякобразовательномупроцессу,носитрекомендательныйхарактериможетбытьдополнен, расширен или иным образом изменен в установленном порядке, в том числе сучетом специфики образовательного учреждения, социокультурных особенностейавтономногоокруга и иныхобстоятельств.
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
1 |
Алкоголь |
Рекламаалкоголя,пропагандапотребленияалкоголя.Сайты компаний, производящих алкогольнуюпродукцию |
2 |
Баннерыирекламныепрограммы |
Баннерные сети, всплывающая реклама, рекламныепрограммы |
3 |
Вождение и автомобили(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Не имеющая отношения к образовательному процессуинформация об автомобилях и других транспортныхсредствах, вождении, автозапчастях, автомобильныхжурналах, техническом обслуживании, аксессуарах кавтомобилям |
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
4 |
Досуг и развлечения(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Не имеющая отношения к образовательному процессуинформация: |
|
||
5 |
Здоровье и медицина(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Не имеющая отношения к образовательному процессуинформацияошейпинге, фигуре,похудении, медицине,медицинскихучреждениях,лекарствах,оборудовании, атакжеиныематериалынатему «Здоровьеимедицина»,которые,являясь академическими,посути,могутбытьтакжеотнесеныкдругимкатегориям(порнография, трупыи т.п.) |
6 |
Компьютерные игры(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Не имеющие отношения к образовательному процессукомпьютерные онлайновые и оффлайновые игры,советы для игроков и ключи для прохождения игр,игровыефорумы и чаты |
7 |
Корпоративные сайты,интернет-представительстванегосударственных учреждений |
Содержащиеинформацию,неимеющуюотношениякобразовательномупроцессу,сайтыкоммерческих фирм,компаний,предприятий,организаций |
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
|
(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
|
8 |
Личнаяинемодерируемаяинформация |
Немодерируемые форумы, доски объявлений иконференции,гостевыекниги,базыданных, содержащиеличнуюинформацию(адреса,телефоныи т.п.),личныестранички, дневники,блоги |
9 |
ОтправкаSMSсиспользованием интернет-ресурсов |
Сайты, предлагающие услуги по отправке SMS-сообщений |
10 |
Модерируемые доскиобъявлений
(ресурсы данной категории,не имеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Содержащиеинформацию,неимеющуюотношениякобразовательному процессу, модерируемые доскисообщений/объявлений,атакжемодерируемыечаты |
11 |
Нелегальная помощьшкольникамистудентам |
Банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ ипр. |
Неприличныйигрубыйюмор |
Неэтичные анекдоты и шутки, в частностиобыгрывающиеособенностифизиологиичеловека |
|
12 |
||
Нижнеебелье,купальники |
Сайты,накоторыхрекламируетсяиизображаетсянижнеебельеикупальники |
|
13 |
||
14 |
Обеспечение анонимностипользователя, обходконтентныхфильтров |
Сайты, предлагающие инструкции по обходу прокси идоступу к запрещенным страницам; Peer-to-Peerпрограммы, сервисы бесплатных прокси-серверов,сервисы,дающиепользователюанонимность |
15 |
Онлайн-казино итотализаторы |
Электронныеказино,тотализаторы,игрынаденьги,конкурсыи пр. |
Платныесайты |
Сайты,накоторыхвывешенообъявлениеоплатностипосещения веб-страниц |
|
16 |
||
17 |
Поиск работы, резюме,вакансии (ресурсы даннойкатегории, не имеющиеотношения кобразовательномупроцессу) |
Содержащиеинформацию,неимеющуюотношениякобразовательномупроцессу, интернет- представительствакадровыхагентств,банкивакансийи резюме |
18 |
Поисковыесистемы(ресурсыданной категории, неимеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Содержащиеинформацию,неимеющуюотношениякобразовательному процессу, интернет-каталоги,системыпоискаинавигациивИнтернете |
19 |
Религии и атеизм (ресурсыданной категории, неимеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Сайты, содержащие, не имеющую отношения кобразовательному процессу, информациюрелигиознойиантирелигиознойнаправленности. |
20 |
Системы поискаизображений |
СистемыдляпоискаизображенийвИнтернетепоключевомусловуилисловосочетанию |
21 |
СМИ(ресурсыданной |
СМИ,содержащиеновостныересурсыисайтыСМИ |
№№ |
Тематическаякатегория |
Содержание |
|
категории, не имеющиеотношения кобразовательномупроцессу) |
(радио,телевидения,печати),неимеющиеотношенияк образовательномупроцессу. |
22 |
Табак, реклама табака,пропагандапотреблениятабака |
Сайты,пропагандирующиепотреблениетабака;рекламатабакаи изделийизнего |
23 |
Торговляиреклама(ресурсыданной категории, неимеющие отношения кобразовательномупроцессу) |
Содержащие, не имеющие отношения кобразовательному процессу, сайты следующихкатегорий: аукционы, распродажи онлайн, интернет-магазины, каталоги товаров и цен, электроннаякоммерция, моделимобильныхтелефонов, юридические услуги, полиграфия, типографии и ихуслуги, таможенные услуги, охранные услуги,иммиграционные услуги, услуги по переводу текстана иностранные языки, канцелярские товары, налоги,аудит, консалтинг, деловая литература, дом, ремонт,строительство, недвижимость, аренда недвижимости,покупка недвижимости, продажа услуг мобильнойсвязи (например, картинки и мелодии для сотовыхтелефонов),заработоквИнтернете,е-бизнес |
24 |
Убийства,насилие |
Сайты,содержащиеописаниеилиизображениеубийств,мертвыхтел,насилияит.п. |
25 |
Чаты (ресурсы даннойкатегории, не имеющиеотношения кобразовательномупроцессу) |
Не имеющие отношения к образовательному процессусайтыдляанонимногообщения врежимеонлайн. |
Приложение6.
Регламент
работысэлектроннойпочтой
МКОУ СОШ № 3
-
Общиеположения
-
Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение«Средняяобщеобразовательная школа № 34»(далее – ОУ) имеет свой адрес электронной почты:https://shs_chit_34.chita.zabedu.ru
-
-
ЭлектроннаяпочтавОУможетиспользоватьсятольковадминистративныхиобразовательныхцелях.
-
Пользователи и владельцы электронных почтовых ящиков должны соблюдать правилаи инструкциипоработесэлектроннойпочтой,этическиенормыобщения.
-
Перед отправлением сообщения или отчета необходимо проверить правописание играмматикутекста.
-
Пользователямданногосервисазапрещено:
участвовать в рассылке посланий, не связанных с образовательной илиадминистративнойдеятельностью ОУ;
пересылать по произвольным адресам не затребованную потребителями информацию(спам);
отправлятьсообщенияпротивозаконногоилинеэтическогосодержания;
использоватьмассовуюрассылкуэлектроннойпочты,заисключениемнеобходимыхслучаев;
электронное послание не должноиспользоватьсядляпересылкисекретнойиконфиденциальной информации, регламент обмена которыми утверждается иныминормативно-правовымиактами.
-
Порядокобработки,передачииприёмадокументовпоэлектроннойпочте.
-
Поэлектроннойпочтепроизводитсяполучениеиотправкаинформациизаконодательного, нормативно-правового, учебного, учебно-методического характера, атакжелюбой другойинформации,совместимойспроцессомобразования.
-
Для обработки, передачи и приема информации по электронной почте в ОУ приказомдиректораназначаетсяответственное лицо–оператор электроннойпочты.
-
При создании электронного почтового ящика (ЭПЯ), сайта ОУ ответственное лицонаправляетвмуниципальныйоргануправленияобразованиемсвоиэлектронныереквизитыдляформированиябазыданныхобразовательногоучреждения.
-
Администрация ОУ должна обеспечить бесперебойное функционирование сервисаэлектронной почты и регулярное получение и отправку информации в течение всегорабочегодня.
-
Ответственность за ненадлежащую подготовку информации к передаче поэлектроннойпочтенесетавторинформации,предполагаемой котправке.
-
Ответственность за отправку адресату и получение электронной почты несет операторэлектроннойпочты.
-
Передаваемые с помощью электронной почты официальные документы должныиметьисходящий регистрационныйномер.
-
Размервложенияпочтовогосообщениинедолженпревышать5Мбайт.
-
Все передаваемые учебно-методические и справочно-информационные материалыдолжныпередаватьсяссопроводительнымписьмом.Дляотправкиэлектронногосообщенияпользовательоформляетдокумент всоответствиистребованиямипо
делопроизводству,утвержденнымивОУ.
-
Приполученииэлектронногосообщенияоператор:
передаетдокументнарассмотрениеадминистрацииОУиливслучаеименногосообщения-непосредственно адресату;
в случае невозможности прочтения электронного сообщения уведомляет об этомотправителя.
-
Отправка и получение электронных документов осуществляется с использованиемпрограммныхпродуктов,предназначенных дляработысэлектроннойпочтойвОУ.
-
Учетэлектронныхдокументовосуществляетсяпутемрегистрациивжурналерегистрациивходящих / исходящихдокументов.
-
Электронные документы дублируются в виде копий на бумажных носителях сприсвоением номера входящего или исходящего документа. Сроки их хранениярегламентируютсяиными нормативнымиактами.
-
Ответственность
-
Изменение наименования официальногосайта и электронный документооборот иотвечающимизаинформатизациюсистемымуниципальногообразованиянесетответственностьответственный по сайту.
-
Ответственностьзафункционированиеэлектронногодокументооборотавучреждениинесет директор ОУ.
Приложение7.
Инструкция
поорганизацииантивируснойзащитыв МКОУ СОШ № 3
-
Общиеположения
-
Настоящаяинструкцияпредназначенадляорганизациипорядкапроведенияантивирусногоконтроля вмуниципальномбюджетном общеобразовательномучреждении
«Средняяобщеобразовательнаяшкола№34»(далее-ОУ)ипредотвращениявозникновения фактов заражения программного обеспечения компьютерными вирусами, атакже фильтрации доступа пользователей ОУ к непродуктивным Интернет-ресурсам иконтроляихэлектронной переписки.
-
Директором школы назначается лицо, ответственное за организацию антивируснойзащитывОУ.
-
В ОУ может использоваться только лицензионное антивирусное программноеобеспечениелибо свободно-распространяемое программноеобеспечение.
-
Установка, настройка и регулярное обновление антивирусных средств осуществляетсятолькоответственнымзаорганизацию антивируснойзащитывОУ.
-
Обязательному антивирусному контролю подлежит любая информация (текстовыефайлы любых форматов, файлы данных, исполняемые файлы, почтовые сообщения),получаемаяи передаваемая потелекоммуникационнымканаламсвязи,атакже
информация, находящаяся на съемных носителях (магнитных дисках, лентах, CD-ROM,DVD,flash-накопителяхит.п.).
-
Контроль информации на съёмных носителях производится непосредственно перед еёиспользованием.
-
Файлы, помещаемые в электронный архив или на сервер, должны в обязательномпорядкепроходитьантивирусный контроль.
-
Устанавливаемое (изменяемое) программное обеспечение должно бытьпредварительнопроверено наотсутствиевирусов.
-
Факт выполнения антивирусной проверки должен регистрироваться в специальномжурналезаподписьюлица,ответственногозаорганизациюантивируснойзащиты.
-
Мероприятия,направленныенарешениезадачпоантивируснойзащите:
-
Установка только лицензированного программного обеспечения либо бесплатногоантивирусного программного обеспечения.
-
Регулярное обновление и профилактические проверки (обновление ежедневное;профилактическиепроверки: 1раз внеделювовторник с12.00).
-
Непрерывный контроль над всеми возможными путями проникновения вредоносныхпрограмм,мониторингантивируснойбезопасностииобнаружениедеструктивнойактивности вредоносных программ на всех объектах информационно-коммуникационнойсистемы(далееИКС) ОУ.
-
Проведение профилактических мероприятий по предотвращению и ограничениювирусныхэпидемий,включающихзагрузкуиразвертываниеспециальныхправилнейтрализации (отражению, изоляции и ликвидации) вредоносных программ на основерекомендаций по контролю атак, подготавливаемых разработчиком средств защиты отвредоносных программ и другими специализированными экспертными антивируснымислужбами до того, как будут выпущены файлы исправлений, признаков и антивирусныхсигнатур.
-
Внешние носители информации неизвестного происхождения следует проверять наналичиевирусов до ихиспользования.
-
Необходимо строго придерживаться установленных процедур по уведомлению ослучаях поражения автоматизированной информационной среды компьютернымивирусамиипринятиюмерполиквидациипоследствий отихпроникновения.
-
Обеспечение бесперебойной работы ОУ для случаев вирусного заражения, в томчислерезервногокопированиявсехнеобходимыхданныхипрограммиихвосстановления.
-
Требованиякпроведениюмероприятийпоантивируснойзащите
-
Ежедневно в начале работы при загрузке компьютера (для серверов ЛВС– приперезагрузке) в автоматическом режиме должно выполняться обновление антивирусныхбазисерверовипроводитьсяантивирусныйконтрольвсехдисковифайловперсональногокомпьютераи съёмныхносителей.
-
Периодические проверки компьютеров должны проводиться не реже одного раза внеделю.
-
Внеочередной антивирусный контроль всех дисков и файлов персональногокомпьютерадолжен выполняться:
-
непосредственнопослеустановки(изменения)программногообеспечениякомпьютера (локальной вычислительной сети) должна быть выполнена антивируснаяпроверканасерверахиперсональныхкомпьютерахОУ;
-
при возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса (нетипичнаяработа программ, появление графических и звуковых эффектов, искажений данных,пропаданиефайлов,частоепоявлениесообщений осистемныхошибкахит.п.);
-
при отправке и получении электронной почты оператор электронной почты обязанпроверитьэлектронныеписьмаиихвложениянаналичиевирусов.
-
Действиясотрудниковприобнаружениикомпьютерноговируса
-
В случае обнаружения зараженных компьютерными вирусами файлов илиэлектронныхписем пользователиобязаны:
-
приостановитьработу;
-
-
немедленно поставить в известность о факте обнаружения зараженных вирусомфайловответственногозаобеспечениеантивируснойзащитывОУ;
-
совместно с владельцем зараженных вирусом файлов провести анализнеобходимостидальнейшегоихиспользования;
-
провестилечениеили уничтожениезараженныхфайлов.
-
При возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса ответственный заорганизациюантивируснойзащитыдолженпровестивнеочереднойантивирусныйконтроль.
-
Ответственность
-
Ответственность за организацию антивирусной защиты и выполнение положенийданнойинструкции возлагаетсяналицо,назначенноедиректором ОУ.
-
Ответственность за проведение мероприятий антивирусного контроля в ОУвозлагаетсянаответственного заорганизациюантивируснойзащиты.
-
Ответственность за соблюдение требований настоящей Инструкции при работе наперсональных рабочих станциях возлагается на пользователей данных станций илипедагога,отвечающегозаработукомпьютерногокласса.
-
Периодический контроль за состоянием антивирусной защиты в ОУ осуществляетсядиректоромОУификсируется Актомпроверки(нереже1разавквартал).
Приложение8
Методическиерекомендации«БезопасныйИнтернет»
Внашидникомпьютерстановитсяпривычнымэлементомнетольковнаучныхлабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации внастоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. ВЗападнойЕвропекомпьютериспользуютсвыше60%взрослогонаселения.Людей,ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. Приэтомужемалоктосомневается,чтоработанаперсональномкомпьютеревлияетнафизическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительноепребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля иизлучения, мельканиеизображениянаэкране–всеэтонебезвредно дляздоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернетоткрываетпередлюдьмибольшиевозможностидляобщенияисаморазвития.Мыпонимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.СегодняколичествопользователейроссийскойсетиИнтернетсоставляетдесяткимиллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностяхмировойпаутины.
Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности испециальнаяподготовкапрофессионалов,впервуюочередь,педагоговвсферебезопасногоповедениячеловека,специалиста,школьникавмирекомпьютерныхтехнологий и Интернет.В данном методическом пособии представлены материалы для разработки классных часовдля школьников трех возрастных групп, направленные на обеспечение необходимымизнаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровожденияобразовательногопроцесса,персоналаишкольников,использующихперсональныекомпьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности. Крометого, пособие может быть интересно родителям школьников, так как содержит советы ирекомендации,каксделатькомпьютериИнтернет безопаснымдлясвоегоребенка.
Данныерекомендации-практическаяинформациядляродителейиклассныхруководителей,котораяпоможетпредупредитьугрозыисделатьработудетейвИнтернетеполезной.
Родительскоесобрание
Тема:«Интернет:плюсыиминусы»
Цель:рассказатьродителям,какиеугрозысуществуютикакихизбежать.
«Вашидетидома?»
Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Детидома,но вбезопасностилиони?
С тех пор, как Интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, онсталнеотъемлемой частью жизни нетолько взрослых,но и детей.
Дажеродители,некогдарасценивавшиедоступвоВсемирнуюсетькакбаловство,вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации,помогаетввыполнениишкольныхзаданий,расширяеткругозориявляетсясвоеобразным
«окномвбольшоймир».
С другой стороны, только очень наивный взрослый не знает, сколько в Сети ресурсов,которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных и жадныхдо новых знаний. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам,не оправдывают надежд, поскольку простоне в силахфильтровать все вредоносноесодержимое.
Какдолжныродителипомочьдетямснизитьэтириски? Простогоответанесуществует.
Рискимогутбытьразнымивзависимостиотвозрастаикомпьютернойграмотности
ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются вашидети?Нет?Оченьпечально.Именносэтогонадоначинатьработусбезопасныминтернетом.
Для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которойможно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователямогутобидеть,запугатьилидажеоскорбить.Лучшейзащитойявляетсяруководствособственнымздравымсмыслом.Наиболееважнойзадачей являетсяпредупреждение
детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимообсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использованииИнтернета. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположитьихдоверие.Тогдавыбудете вкурсетойинформации,которойвладеютваши дети.
Даже если ребенок не сталкивался с оскорблениями в Интернете, рекомендуется обсудитьснимследующие вопросы:
-
Не распространяйте контактную или личную информацию, например, фотографии, безтщательногообдумываниявозможныхпоследствий.Интерактивнаядружбаможетзакончиться.Когдаэтопроизойдет, личнаяинформацияможет бытьотправлена
злоумышленникам.
-
ВИнтернетекаждыйчеловекимеетправона уважительноеотношение.
-
Детям должна быть предоставлена возможность поговорить с родителями оботрицательномопыте.
Безопасноеиспользованиевсоответствиисвозрастом
Детидо7лет
ВовремяпервогознакомствасИнтернетомзакладываетсяфундаментдляегопоследующегоиспользованияиформированияхорошихманерудетей.Детямдошкольноговозрастанравитсяустановленныйпорядок,иэтоявляетсяидеальнымспособом развитияудетей навыков безопасного использованияИнтернета.
Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и,например,неотличатьрекламуотдействительногосодержимого.Вэтомвозрастеродителямнеобходимопомогатьдетямвпоискеподходящегоматериала.Детичастоне
видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованиемнакомпьютере.
На этом этапе вы можете установитьпервыевнутренниеправилаиспользованиякомпьютера.
Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным создоровьем.
Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернетадошкольникамирекомендуется присутствие взрослого.
Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты вменю«Избранное»обозревателяИнтернета.
Самымбезопасным решениемявляетсясоздание для ребенка персональнойрабочейсреды,вкоторойвыборсайтовограничиваетсятолькоуказанными сайтами.
Дети 7–9лет
Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и удрузей. Вы вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащимобразом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могутиметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они неготовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающимилинеуместнымматериалом(изображения,текстилизвук).Разговоробэтихматериалахи объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможетдетямстатьответственнымииспособнымисамостоятельноибезопасноработатьвИнтернете.ВыможетеподелитьсясобственнымимнениямиивзглядаминаиспользованиеИнтернета, чтобы помочьсвоим детям.
В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнемуявляютсяпервостепенными.РодителямидетямрекомендуетсясогласоватьправилаиспользованияИнтернетаипересматриватьих померевзросления детей.
Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей.Этообеспечивает получениепомощи влюбойпроблемной ситуации.
Есликомпьютерустановленвкомнате,которойпользуетсявсясемья,использованиеИнтернетастановится естественнымдля повседневнойжизни.
Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому емувсегдаследуетспрашиватьразрешенияуродителейпередпубликациейличнойинформации.
Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программыфильтрации,новажно,чтобыродителипо-прежнемуактивноучаствоваливиспользованииИнтернетаребенком.
Дети 10–12лет
Школьники уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родителимогут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием,содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может такжеиспользоватьсядляпланированиявопросов,касающихсявсейсемьи.Этодаетвозможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источникипоискаполезнойикачественной информации.
Ребенкунеобходимродительскийприсмотриконтроль,атакжезнаниеправилправильнойработывСети.Темнеменее,ребенокможетузнать,какизбавитьсяотприсмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими илинесоответствующимиего потребностям.
Родителямидетямнеобходимоприйтиксоглашениюотносительноразрешенныхизапрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должныбыть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можноразглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашениеминформации.
Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах или IRC, вам следует обсудить сдетьмиихбезопасностьи контролироватьихопытвинтерактивныхобсуждениях.
Многиедетилюбопытныилюбознательны,поэтомуродителямнеобходимоакцентироватьвниманиенанеобходимостибезопасногоиосторожногоиспользования.
Системубезопасностиинформациитакженеобходимообновлять.
Дети 13–15лет
В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете онизнакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями.При более высоком уровне грамотности использование Интернета открывает множествовозможностей.Родителям,можетбыть,оченьсложноузнатьотом,чемихребенокзанимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределыдозволенного.Техническиеограниченияизапретымогутоказатьсянеэффективнымспособомповышенияуровня безопасностивИнтернете.
Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родителираньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребенком.Важныммоментомдлясемьистановитсяучастиев открытыхдискуссиях, адляродителей
-
заинтересованностьвтом,чторебенокделаетискемиспользуетинтернетресурсы.
Что за угрозы подстерегают наших детей в виртуальном мире? Этот вопрос задают многиеродители, которые ещё не сталкивались с проблемами использования интернета. Поэтомуцельюсобрания являетсярассказать, какие угрозысуществуютикакихизбежать.
Даже случайный клик по всплывшему баннеру или переход по ссылке может привести насайтсопаснымсодержимым!
Если вы не знаете с чего начать, ознакомьтесь с приведенными ниже советами, которыепомогут вамнаучитьдетейпринципамбезопаснойработыв Интернете.
-
Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете.Путешествуйте вИнтернетевместесдетьми.
-
Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у нихпсихологическийдискомфорт,пусть детирассказываютвамоб этом.
Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачисообщений,играютвсетевыеигрыилизанимаютсявИнтернетечем-тодругим,что
-
требуетуказанияидентификационногоименипользователя,помогитеимвыбратьэтоимяиубедитесьвтом,чтоононесодержитникакойличнойинформации.
ЗапретитесвоимдетямсообщатьдругимпользователямИнтернетаадрес,номер
-
телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые местадляигр.
-
Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизниодинаковы.
-
Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что припереходеввиртуальныймирнормыповедениянисколько неизменяются.
Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета.Расскажитедетям,что незаконноекопированиепродуктовтруда другихлюдей,втом
-
числемузыки,видеоигридругих программ,почтинеотличаетсяотворовствавмагазине.
Убедитедетейвтом,чтоонинедолжнывстречатьсясинтернет-друзьямилично.
-
Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себявыдают.
Объяснитедетям,чтоверитьвсему,чтоонивидятиличитаютвИнтернете,нельзя.
-
Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации имследует обратиться за советомк вам.
КонтролируйтедействиясвоихдетейвИнтернетеспомощьюспециализированного
-
программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокироватьвредныематериалы,следитьзатем,какиевеб-узлыпосещаютвашидети,иузнавать,
чтоонитамделают.
ПредставьтесебеИнтернет,вкоторомнетпорнографическихсайтов,сомнительныхсоциальныхсетей,откровенныхблогов,онлайн-казино,страниц,пропагандирующихфашизм, насилие и религиозную нетерпимость – словом, представьте себе действительнобезопасныйИнтернет,вкоторыйвыспокойно«отпустите»своегоребенкаодного.Недавно об этом можно было только мечтать, сейчас же каждый может убедиться в том,чтомечта стала явью – достаточно скачать с сайта www.icensor.ruи установитьнадомашнемкомпьютерепрограмму «ИнтернетЦензор».
Безусловныйплюс«ИнтернетЦензора»втом,что программуэтукаждыйродительможет
«подстроить» под себя и своего ребенка, адаптировать к его интересам и увлечениям. Вампонадобится лишь пара минут на то, чтобы разрешить доступ к той или иной страничке. Сдругой стороны, если тот или иной «открытый» сайт покажется вам вредным для ребенка,запретить доступ кнемутоженесоставиттруда.
«ИнтернетЦензор» —удобнаяипростаяпрограмма,нетребующаямощногокомпьютера
испециальныхзнаний.Распространяетсяонабесплатно,такжебесплатныивсеобновления – это принципиальная позиция создателей программы, изменять которой онинесобираются.
ГоворяобезопасностидетейвИнтернете,акцентследуетсделатьнато,чтосамоеглавное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу,обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и чтотакоеплохо».
Рекомендуем!
ШкольныйЯндекс-этополнофункциональнаяпоисковаясистемадляшкольников.
Приложение9.
ПАМЯТКАРОДИТЕЛЯМ
ПОУПРАВЛЕНИЮБЕЗОПАСНОСТЬЮДЕТЕЙВИНТЕРНЕТЕ
Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общенияс друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем какразрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторыемоменты.
Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильновыходитьизнеприятныхситуаций.Взаключениебеседыустановитеопределенныеограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможетесоздатьдля ребятуюти безопасностьвИнтернете.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещениеИнтернетадля детей полностью безопасным.
УстановитеправилаработывИнтернетедлядетейибудьтенепреклонны.
Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранениюконфиденциальностиличнойинформации:
-
Представляясь,следуетиспользоватьтолькоимяилипсевдоним.
-
Никогданельзясообщатьномертелефонаилиадреспроживанияилиучебы.
-
Никогданепосылатьсвоифотографии.
-
Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля состоронывзрослых.
Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как вИнтернете,так ивреальной жизни.
Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следуетсообщитьоб этом вам.
Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями,играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогитеребенкуеговыбратьиубедитесь,чтоононесодержитникакойличнойинформации.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правилахорошегоповедения действуютвезде-дажев виртуальноммире.
Настаивайте,чтобыдетиуважалисобственностьдругихвИнтернете.
Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр идругихпрограмм -является кражей.
Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета.Объясните,чтоэтилюдимогутоказатьсясовсемнетеми,закогосебявыдают.
Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда. Приучите ихспрашиватьвас, еслиони неуверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Онипомогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок ичто он делает на них.
Поощряйтедетейделитьсясвамиих опытомвИнтернете.
Посещайте Сеть вместе с детьми. Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка,если он его ведет, дляпроверки.
Будьтевнимательныквашимдетям!
Приложение11.
ПАМЯТКАДЛЯДЕТЕЙ
ПОБЕЗОПАСНОМУПОВЕДЕНИЮВИНТЕРНЕТЕ
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернетаи причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие мерыпредосторожностиприработевИнтернете:
-
Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, паролиилиномеракредитныхкарт, любимыеместаотдыхаилипроведениядосуга.
-
Используйтенейтральноеэкранноеимя,несодержащеесексуальныхнамековине
выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которойвы учитесь,места,которыечастопосещаетеили планируетепосетить, ипр.
-
Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите обэтомродителям илидругимвзрослым.
-
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вассмущениеилитревогу.
-
Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательныхсообщений.
-
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились вИнтернете.Оподобныхпредложенияхнемедленнорасскажитеродителям.
-
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновеннымисообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личногохарактераили содержащиесексуальныенамеки.Расскажите обэтомродителям