Вверх

              

Принято  на  педагогическом совете

МКОУ СОШ № 3

Протокол №  от «__ »________2016  г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ  СОШ № 3

_____________ Д.А Чуднов

Приказ № ___ ___________от «___»__________ 2016 г.

 

              Положение о порядке формирования библиотечных фондов

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок регламентирует деятельность муниципальных образовательных учреждений (далее ОУ), имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования, по вопросам обеспечения учебниками обучающихся ОУ.

1.2. Обеспечение учебниками осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

·  Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

· Федеральным законом от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания    населения    в    Российской    Федерации»    (Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года); - Федеральный закон от 29.12.2010 г.    № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ);

·распоряжением Правительства РФ от 21.07.1997 №1022-р «Об обеспечении контроля за изданием учебной литературы по заказам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

· письмом Министерства общего и профессиональною образования Российской Федерации от 21.01.1999 №25-52-29/08 «Итоги обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебной литературой»;

· Приказом Минобразования России от 24.08.2000 № 2488 «Об учёте библиотечного фонда библиотек общеобразовательных учреждений»:

письмом Минорнауки России от 25.06.2010 №1090/03 «Об использовании электронных приложений»;

· Приказом  Минобрнауки  России от 31.03.2014 №253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ;

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2009 г. № 88 «Порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждения»;

1.3. Цели и задачи установления порядка формирования учебных фондов школьных библиотек:

·  обеспечить соблюдение прав обучающихся на пользование учебными фондами школьных библиотек (далее - фондами);

· упорядочить, систематизировать и оптимизировать работу по формированию и использованию указанных фондов, в том числе по организационно-методическому сопровождению деятельности педагогов по выбору и применению на практике имеющихся учебников;

· создать условия для своевременного принятия управленческих решений по вопросам обновления фонда, контроля эффективного использования имеющихся ресурсов, включая реализацию обменных механизмов на межшкольном, муниципальном уровнях;

· повысить эффективность информационно-разъяснительной работы с педагогами и родителями по вопросам формирования фондов и обеспечения обучающихся учебниками.  

 

2. Пополнение фонда школьных библиотек и особенности обеспечения учебниками различных категорий обучающихся

 

2.1. Фонды в части учебников, независимо от источников финансового обеспечения, могут пополняться только исходя из перечня рекомендованных и допущенных учебников, утверждаемого приказом Министерства образования и науки РФ.

2.2. Приобретение учебников должно осуществляться в рамках бюджетных средств, выделяемых в составе норматива подушевого финансирования в части расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия,  при необходимости, за счёт средств целевого финансирования бюджетов различных уровней (краевого, муниципального).

Допускается пополнение учебных фондов, указанных в п. 2.1. за счёт средств родителей, общественных организаций, частных лиц и т.п. при условии добровольного согласия указанных субъектов.

2.3.  Пополнение фондов учебно-методической. справочно-
энциклопедической (практикумы, хрестоматии, пособия) и другими видами
учебной литературы осуществляется по инициативе образовательного учреждения, в том числе Управляющего
совета за счёт различных источников финансирования, но при условии наличия
издательства государственной лицензии на издание литературы или  экспертного заключения уполномоченных организаций о соответствии приобретаемых изданий целям обучения, воспитания и развития школьников.

Для литературы, изданной после 2012 года, обязательно наличие возрастной маркировки, утверждённой Федеральным законом Ф3-№436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

2.4. Ответственность за приобретение дидактических материалов
индивидуального краткосрочного использования (например, рабочие тетради, прописи и др.),  а также учебных пособий по факультативам, спецкурсам несут родители (законные представители) обучающихся.

2.5. При организации образовательного процесса возможно использование учебников, выпушенных ранее 2007 года, при их хорошем физическом состоянии и соответствии федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, для образовательных учреждений – при соответствии реализуемым образовательным программам.

2.6. Первоочередным правом на обеспечение в образовательных
учреждениях в полном объеме необходимыми учебниками и учебными
материалами по обязательным для изучения предметам пользуются следующие категории обучающихся (далее - льготная категория):

·  дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством);

·  дети из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае по группам территорий;

·  дети с ограниченными возможностями здоровья.

3. Порядок действий и ответственность сторон по обеспечению учебниками

3.1.На уровне образовательного учреждения:

3.1.1. Учитель - предметник:

· определяет (прогнозирует) необходимое количество учебной литературы, обеспечивающей реализацию учебного плана Учреждения с учетом преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 11 кл.) и горизонтали (целостность учебно-методического комплекса (далее - УМК): программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы, в том числе индивидуального краткосрочного использования) в соответствии с образовательной программой Учреждения, количеством учащихся, наличием учебной литературы в библиотечном фонде школы;

·  формирует потребность в учебной литературе по своему предмету и предоставляет данные о потребности представителю администрации школы, ответственному за данное направление деятельности;

· вносит обоснованные предложения для согласования на педагогическом совете Учреждения перечня УМК по своему  предмету, включая дидактические материалы индивидуального краткосрочного использования, необходимые для реализации образовательной программы на следующий учебный год  и последующего утверждения директором школы;

· ежегодно контролирует соответствие используемых учебников стандартам, учебным программам. Федеральному Перечню учебных изданий;

· своевременно проходит курсовую переподготовку в соответствии с заявленным УМК.

3.1.2. Классный руководитель:

·   участвует в выдаче и приемке учебников из школьного фонда;

·    ведет мониторинг обеспеченности учащихся класса учебниками по всем общеобразовательным  предметам;

·своевременно информирует родителей учащихся о перечне и наличии в библиотеке необходимой учебной литературы для обучающихся данного класса, включая дидактические материалы индивидуального краткосрочного использования и  ответственности родителей за сохранность учебной литературы;

· содействует первоочередному обеспечению учебной литературой учащихся из льготной категории граждан путем выявления таких учащихся, составления и предоставления поименных списков учителям-предметникам и библиотекарю и/или представителю администрации школы, ответственному за данное направление деятельности.

3.1.3. Библиотекарь:

· проводит анализ библиотечного фонда учебной литературы на ею соответствие реализуемой Учреждением образовательной программе согласно решений педагогического совета и достаточность согласно прогнозируемой потребности на следующий учебный год;

· формирует потребность ОУ в учебниках в соответствии с Федеральным перечнем, сло­жившимся УМК школы,   составляет совместно с заместителем директора по учебной работе сводный заказ ОУ на учебники и представляет его на утверждение директору;

·  готовит информационно-аналитическую справку о фактической обеспеченности прогнозируемой потребности общеобразовательного учреждения в учебной литературе и доводит ее до сведения администрации общеобразовательного учреждения;

· организует прием учебной литературы,   обеспечивает учет и хранение,   своевременно списывает физически и морально устаревшие учебники;

· составляет базу данных невостребованной учебной литературы для включения в муниципальный обменный фонд

· информирует педагогов о новинках в области учебно- методической психолого- педаго­гической литературы.

3.2.4.  Администрация общеобразовательного учреждения:

·  проводит ежегодную инвентаризацию библиотечных фондов учебников;

·  передает  результаты инвентаризации  в отдел образования, составляет базу данных невостребованной учебной литературы для включения в муниципальный обменный фонд;

·  организует работу по пополнению библиотечного фонда учебной литературой и ее эффективному использованию;

·  на основании решения педагогического совета и согласования управляющего совета утверждает к реализации учебные программы и обеспечивающие их реализацию УМК в соответствии с образовательной программой,  учебным планом общеобразовательного учреждения;

· утверждает к реализации учебные программы и УМК для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, учебным планом общеобразовательного учреждения; формирует отчет о фактической обеспеченности школы учебниками, определяет потребность в учебниках и УМК с учетом их физического и морального состояния, соответствия требованиям реализации государственною образовательного стандарта;

· готовит представление вопроса об обеспечении учебной литературой на педагогических советах школы;

· в случае перехода на новые авторские линии, проводит согласование с отделом образования с представлением обоснования в части готовности кадров и обеспеченности УМК;

· обеспечивает контроль за организацией образовательного процесса учителями в соответствии с утвержденными УМК;

· обеспечивает условия для хранения библиотечного фонда и осуществляет контроль за сохранностью учебной литературы, выданной обучающимся;

· разрабатывает и утверждает локальную нормативную базу по обеспечению учебной литературой в рамках своей компетенции, в том числе:

- локальный акт, утверждающий порядок обеспечения учебниками (порядок, положение, регламент);

- приказ (ежегодный) об утверждении на основании решения педагогического совета перечня учебной литературы, используемой в образовательном процессе;

- правила пользования учебниками из фондов библиотек образовательных учреждений с определением мер ответственности за утерю или порчу учебников;

-должностные инструкции (дополнения к имеющимся) участников реализации порядка обеспечения обучающихся учебной литературой;

-порядок учета фондов библиотек образовательных учреждений в соответствии с приказом Минобразования России от 24.08.2000 № 2488 «Об учете  библиотечного фонда библиотек общеобразовательных учреждений»;

· выявляет обучающихся, отнесенных к льготной категории, для первоочередного обеспечения УМК из фонда библиотеки образовательного  учреждения;

· организует первоочередное обеспечение учебной литературой в полном объеме льготной категории обучающихся;

·обеспечивает размещение информации о перечне учебной литературы используемой для реализации образовательной программы на школьном сайте;

·обеспечивает контроль за эффективным использованием учебной литературы, имеющейся в фондах библиотеки образовательного учреждения, а также своевременное информирование о невостребованных УМК для перераспределения в рамках обменных фондов;

· осуществляет контроль за сохранностью УМК, выданных обучающимся, а также за максимальным использованием ресурсов обменного фонда;

·обеспечивает процедуру оформления отказа родителей от предлагаемых учебников из имеющихся фондов;

· содействует привлечению внебюджетных средств на развитие фонда учебников библиотек образовательных учреждений, в соответствии с установленными законодательно нормами привлечения внебюджетных средств;

 · представляет отчет на родительских собраниях, на заседаниях управляющего совета школы о результатах книгообеспечения обучающихся.