Вверх

Методические рекомендации

Программа вебинаров марафона

Программа мероприятий ГБУК СК  МВК Моя страна. Моя история.

Районный прика культурный марафон

 

Культурный норматив школьника.  

Культурный норматив школьника

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Всероссийский проект «Культурный норматив школьника» реализуется с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре. Участие в проекте позволит школьникам получить дополнительные гуманитарные знания, развить креативное мышление и метапредметные навыки.

Проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России.

Идея Проекта «Культурный норматив школьника» заключается в реализации комплекса мероприятий по организации посещения определенного количества выставок, спектаклей, кинофильмов в год. Затем дети должны будут поделиться своими впечатлениями в специально созданном бумажном или электронном дневнике для усвоения нормативного объема знаний о культуре и искусстве. Понятие «норматив» подразумевает   рекомендованное для различных возрастных групп количество посещений организаций культуры и количество произведений, которые необходимо усвоить за учебный период.

Добровольность участия детей в проекте является его принципиальным условием.

В ходе реализации Проекта дети будут знакомится с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы, народной культуры.  В результате школьники смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре.

Для реализации проекта разработаны Методические рекомендации, которые направлены на обеспечение единых организационных условий в субъектах Российской Федерации.

Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля.

Методические рекомендации по реализации Проекта разработаны на основании положений Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 №204, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации  от 31.12.2015 №683), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203), с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 №808, Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р), Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р), Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г» с учетом положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[1].

Задачи Проекта:

1) разработать и внедрить новый формат культурного просвещения школьников через их активное погружение в культурное пространство страны;

2) разработать механизмы погружения учащихся в отечественный и мировой культурный контекст на основе нормативов посещения различных видов учреждений культуры.

3) повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве нашей страны, развить художественный вкус путем знакомства с произведениями культуры и искусства, рекомендованными в перечнях по видам искусств, в том числе с использованием информационных ресурсов культуры;

4) сформировать эмоционально-ценностное восприятие мира искусства, навыки и умения понимать суть культурного контекста путем отражения своего мнения об увиденном (услышанном) в «Культурном дневнике»;

5) предоставить возможность социального лифта для выпускников школ, проявивших значительные таланты в овладении культурными компетенциями.

Проект направлен на учащихся общеобразовательных школ. С учетом особенностей психофизиологического развития ребенка в онтогенезе участники Проекта распределены на три возрастные группы: 1) учащиеся 1-4 классов; 2) учащиеся 5-8 классов; 3) учащиеся 9-11 классов.

В предметном содержании, определяющем нормативы Проекта представлено 7 направлений искусства: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр, кинематограф.

По каждому направлению дан рекомендуемый список произведений, состоящий из двух компонентов: мирового и отечественного, с преобладанием последнего (Приложение 1). Каждому субъекту рекомендуется дополнить перечни региональным компонентом.

Отбор произведений мирового и отечественного искусства осуществлялся экспертами по следующим критериям: культурная и историческая значимость произведения; отражение в произведении общечеловеческих, общенациональных, гражданско-патриотических, эстетических ценностей; учет содержания соответствующих предметных областей в системе общего образования. Перечень региональных произведений должен быть сформирован в каждом субъекте Российской Федерации с учетом истории культуры конкретной местности.

Основу содержания и процесса реализации Проекта составляют следующие подходы:

1. Культурологический подход, в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития. Весь материал рекомендуется изучать в хронологическом порядке по выделенным историческим эпохам. Знакомство с произведениями искусства осуществляется посредством таких форм общения, как посещение спектаклей, выставок, кинопоказов, встреч с деятелями культуры и искусства. В тех населенных пунктах, где нет стационарных учреждений культуры, рекомендуется организовать периодические выезды в театры, концертные организации, музеи, кинотеатры. Для знакомства с контентом народной культуры рекомендуются к посещению дома народного творчества, культурно-досуговые учреждения, дома ремесел.

Для знакомства с литературой – библиотеки или ресурсы НЭБ.

2. Дифференцированный подход позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания Проекта школьниками разных возрастных групп и типов личности. Содержание Проекта предусматривает двустороннюю направленность погружения учащихся в пространство культуры и искусства. С одной стороны, приобщение к культурным практикам осуществляется через посещения учреждений культуры, с другой стороны, через освоение произведений искусства, предусматривающее горизонтальное и вертикальное погружение. Освоение норматива оценивается по количеству просмотренных произведений и овладению компетенциями. Совокупность этих двух подходов определяет норматив знаний школьников о культуре и искусстве. Горизонтальное погружение предполагает освоение обучающимися определенного количества произведений в рамках каждого направления искусства, вертикальное –освоение набора компетенций, рекомендованных экспертами. Это количество является базовым, выражено в Культурном нормативе школьника и определено экспертным сообществом по каждому из направлений искусства.

3. Системный подход нашел отражение в уникальной матрице тем и концептов (Приложение 2). Основу матрицы составляют наиболее характерные для мировой и отечественной культуры темы (образы), которые находят выражение в семи выбранных направлениях искусства. Список данных тем (образов) составлен на основе результатов исследований в области культуры различных научных школ: концепция архетипов, архетипических сюжетов и клише, теория мифа (Е. Милетинский, Э. Нойман, К. Юнг), от героя мифологии и эпоса к герою сказочному, литературному и кинематографическому (А. Барковая, В. Пропп, Ю. Лотман и др.) и т.д. Темы (образы) таковы: герой, антигерой, героиня, антигероиня, мир животных, мир природы. В приведенной матрице рекомендуемые произведения систематизированы в соответствии с данными темами (образами).

4. Деятельностный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором учащиеся являются ее активными участниками. Обучающиеся имеют возможность принять участие в различных видах познавательной, творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из трех блоков Проекта: «Культпоход» – посещение учреждений культуры; «Культурный клуб» – общение с деятелями культуры и искусства, развитие творческих навыков; и «Цифровая культура» – знакомство с произведениями культуры и искусства на информационных ресурсах о культуре и искусстве.

Первый блок является обязательным для всех школьников и включает посещения культурных мероприятий: спектаклей, концертов, выставок, кинопоказов, фестивалей, а также проведение экскурсий (в т.ч. виртуальных) и прослушивание радиоспектаклей. В зависимости от особенностей регионального компонента возможны и иные оригинальные форматы в рамках «Культпохода».

Организацию и реализацию Проекта осуществляют Министерство культуры Министерство просвещения Российской Федерации, органы культуры и образования   субъектов Российской Федерации.

Распределение функций и ответственности:

1) Министерство культуры – обеспечение координации проекта в субъектах Российской Федерации в части посещения учреждений культуры,   участия в реализации комплекса мер по популяризации Проекта и поощрению детей, показавших высокие результаты в усвоении «культурных нормативов».  

Органы культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организуют работу по формированию контента на основании рекомендованного перечня произведений культуры и искусства, организуют мероприятия по вовлечению детей в культурные мероприятия, получение творческих навыков по видам искусства, встречи с деятелями культуры. Принимают участие в организации работы по контролю за усвоением знаний (сдача школьниками культурного норматива в конце учебного года, квесты, конкурсы); обеспечение комплекса мер по поощрению школьников, показавших наилучшие результаты по усвоению норматива.

 2) Министерство просвещения – обеспечение участия всех школ   пилотных субъектов РФ, принимающих участие в Проекте,  участие в реализации комплекса мер по популяризации проекта и поощрению детей, показавших высокие результаты в усвоении «культурных нормативов»; а также, поощрению классных руководителей и учителей вовлеченных реализацию Проекта.

Органы образования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организуют графики выездов учащихся на культурные мероприятия, указанные в региональных планах проекта, мониторинг и оценку процесса ведения школьниками Культурного дневника. Организуют работу по контролю за усвоением знаний (сдача школьниками культурного норматива в конце учебного года, квесты, конкурсы).

В целях привлечения школьников к участию в Проекте субъектам Российской Федерации рекомендуется разработать систему наставничества. Наставниками Проекта могут стать наиболее выдающиеся деятели культуры и искусства. Рекомендуется выбирать наставников из числа тех, кто имеет непосредственное отношение к данному региону: родился или работает в нем, создал произведение о нем и так далее.

Проект реализуется в течение учебного года в период с сентября по апрель.

Контроль степени усвоения знаний и приобретения компетенций школьников имеет 2 уровня:

–Первый уровень предусматривает результаты по итогам посещения учреждений культуры в рамках первого блока Проекта – «Культпоход».  Контроль осуществляется педагогами по результатам заполнения учащимися Культурного дневника. Ученики, прошедшие Первый уровень, получают сертификат участника Всероссийского проекта «Культурный норматив школьника».

–Второй уровень предусматривает результаты по итогам посещения развивающих мероприятий в рамках блока «Культурный клуб». Испытания на сдачу культурного норматива проводятся в учреждениях культуры. Контроль осуществляется работниками учреждений культуры с привлечением видных деятелей культуры и искусства для оценки результатов сдачи культурного норматива. Форма проведения данных испытаний – решение тестов и кейсов по семи направлениям искусства, включенным в норматив для соответствующей возрастной группы.

Участники, успешно выполнившие контрольные задания, награждаются соответствующим значком отличия Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника»: бронзовым, серебряным, золотым или платиновым.

Для каждой возрастной группы рекомендуется разработать систему поощрений и бонусов, в зависимости от активности участия школьника в мероприятиях Проекта, от количества и степени глубины изученных произведений.

Для первой возрастной группы (1-4 классы) это получение значка отличия Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» (бронза, серебро, золото), поездка на губернаторскую елку по результатам текущей аттестации, творческая встреча с известными деятелями культуры и искусства. Для второй возрастной группы (5-8 классы) также предусмотрено участие школьников в специально организованных в регионах культурных туристических маршрутах и сменах в детских лагерях страны, таких как «Артек», «Орленок» и «Океан». Самые активные и креативные участники третьей возрастной группы (9-11 классы) кроме названных бонусов имеют возможность получить дополнительные баллы к ЕГЭ для поступления в профильные ВУЗы по специальностям культуры и искусства.

Методические рекомендации предназначены для организаторов проекта в субъектах Российской Федерации, а также непосредственных участников Проекта – школьников и их родителей.

 

1. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

«Культпоход» – первый блок предметного содержания Проекта. Предполагает ежемесячные организованные выезды обучающихся в учреждения культуры на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т.ч. виртуальные), фестивали, радиоспектакли и др.

«Культурный клуб» - второй блок предметного содержания Проекта, обеспечивающий возможность получения знаний о культуре и искусстве и овладение культурными и творческими компетенциями и навыками в «живой» интерактивной форме. Предполагает систематическое проведение культурных мероприятий разных форм и видов в учреждениях культуры по семи направлениям искусства для учащихся разных возрастных групп: встречи, беседы, интервью с известными людьми (писателями, поэтами, артистами, художниками и др.), с деятелями культуры, квесты, игры, викторины по произведениям искусства, вечера (литературные, музыкальные, культурные и т.п.), флэш-мобы, путешествия, спектакли, кинопоказы, лекции-семинары, и т.д.

«Цифровая культура» – третий блок предметного содержания Проекта, обеспечивающий возможность удаленного доступа к произведениям искусства, представленным в цифровом формате в виде аудио-, видеозаписей спектаклей, концертов, кинофильмов, виртуальных экскурсий и т.д.

«Культурный дневник» — это онлайн платформа для внесения информации о посещении учреждений культуры, участии в культурных мероприятиях и событиях в рамках Проекта. Для первой возрастной группы рекомендуется использовать печатный вариант такого дневника.

«Культурный норматив школьника» - установленные для трех возрастов школьников показатели освоения нормативных объемов знаний о культуре и искусству и степени развития у них культурных и творческих компетенций.

Тема (образ) – структурная единица предметного содержания «Культурного норматива школьника». Представляет собой основную идею, отраженную в произведении искусства и придающую ему смысловую наполненность.

IIIПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание Проекта

Проект реализуется в трех блоках: «Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура». Каждый из них реализует одну из форм общения с произведениями искусства посредством различных видов организации такого общения: «живой звук», «креативное погружение» и мультимедийная форма. Все названные формы предполагают установление связей между «чувственной тканью» и художественно-выразительными средствами конкретного произведения (произведений) через построение ассоциативных рядов, сравнение и сопоставление произведений, близких по тематике, мотивам и сюжету.

Блок «Культпоход»

Обязательный блок для всех школьников. Предполагает организованные выезды учащихся (по классам) вместе с классным руководителем в учреждения культуры на мероприятия в соответствии с утвержденным планом «Культпохода» (далее – План). План составляется классным руководителем каждого класса на следующий учебный год заранее с учетом интересов, особенностей обучающихся класса, материально-технических возможностей, плана культурных мероприятий конкретного региона (района), особенностей организации учебного процесса в данной образовательной организации в течение учебного года (количество учебных дней, режим урочной и внеурочной деятельности, время каникул и пр.) и утверждается администрацией школы. При составлении Плана следует ориентироваться на учреждения культуры в конкретном районе, а также, на списки учреждений культуры, рекомендуемые для посещения.

Нормативный режим посещения школьниками каждого класса учреждений культуры и участия в культурных мероприятиях в рамках «Культпоходов»: 1 раз в месяц в один из учебных дней, установленный администрацией школы, в период с сентября по март. Всего – 7 выездов и 7 мероприятий, по 1 мероприятию каждого направления искусства. Мероприятия и порядок ознакомления обучающихся с данными направлениями искусства классный руководитель каждого класса определяет самостоятельно.

Форма общения с произведениями культуры – «живой звук». Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: спектакли, концерты, выставки, кинопрокаты, экскурсии (в т.ч. виртуальные), фестивали, радиоспектакли и т.д.

Блок «Культурный клуб»

Участвуют в мероприятиях данного блока школьники по желанию и по интересам, мероприятия выбирают самостоятельно. Каждый месяц (с сентября по март) учреждения культуры организуют культурные мероприятия по каждому направлению искусства для каждой возрастной группы. Главной функциональной задачей данного блока является предоставление школьникам возможности получить специальные знания, навыки и умения в области культуры и искусства. Рекомендуется проводить данные мероприятия на регулярной основе, обеспечив не менее 3 мероприятий каждый месяц по каждому направлению (литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр, кинематограф).

Их распределение между учреждениями культуры района, а также утверждение плана проведения «Культурных клубов» осуществляют местные органы культуры. Содержательную часть блока «Культурный клуб» составляют произведения из списка рекомендованных, форма выбирается администрацией учреждения культуры или местными органами культуры с учетом имеющихся возможностей, культурных достопримечательностей и других особенностей района, в формате «Креативного погружения», а также с учетом созданных авторами-разработчиками методических рекомендаций по каждому направлению.

 Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: мастер-классы, встречи, беседы, интервью с деятелями культуры (писателями, поэтами, артистами, художниками и др.), квесты, игры, викторины по произведениям искусства, вечера (литературные, музыкальные, культурные и т.п.), флэш-мобы, путешествия, спектакли, кинопоказы, лекции-семинары и др.

Блок «Цифровая культура»

Для обеспечения удаленного доступа к произведениям искусства, в том числе из списка рекомендованных, на специализированных порталах о культуре, представлены лучшие образцы.

  Виды организации взаимодействия с произведениями культуры:

аудио-, видеозаписи спектаклей, театральных постановок, концертов, концертных номеров, кинофильмов, встреч, литературных вечеров, выступлений артистов, выставок, экскурсий и др.

 

Механизмы реализации Проекта

Педагогическое сопровождение процесса реализации Проекта осуществляется совместно органами Министерства культуры и Министерства просвещения. Экспертами каждого направления искусства разработаны Методические рекомендации проведения мероприятий Проекта. На региональном уровне с целью реализации непосредственного сопровождения органами культуры организуется система кураторства. В каждом учреждении культуры определяются сотрудники, обеспечивающие методическое сопровождение данных мероприятий в форме мастер-класса, обзорной экскурсии, ознакомительной лекции, беседы, консультации и т.д. Основой для определения формы и конкретного содержания являются сценарии и планы, разработанные для каждого направления искусства.

Педагогическое сопровождение 1-го блока рекомендуется обеспечить силами классных руководителей и учителей , сопровождающих школьников в «Культпоходах». 2-й и 3-й блоки Проекта реализуются учреждениями культуры, в части компетенций, определенной их учредителем.

 

В целях предоставления школьникам возможности фиксировать свои впечатления от произведений искусства и культурных мероприятий, рекомендуется разработать Культурный дневник, который будет заполняться школьниками в течении года. Культурный дневник размещается на информационных ресурсах субъекта РФ с предоставлением каждому учащемуся персонального доступа к личной странице. Для первой возрастной группы рекомендуется использовать печатный вариант такого дневника. 

  • Ответственность органов системы культуры

Региональные органы культуры – обеспечивают и контролируют участие в Проекте учреждений культуры региона; утверждают План культурных мероприятий на год, включенных в Проект, и согласовывают с органами образования; осуществляют информационное сопровождение Проекта (размещение информации на сайте, в средствах массовой информации и пр.); планируют и реализуют систему поощрений и бонусов для школьников в регионе; курируют процесс реализации Проекта в течение года в регионе.

Учреждения культуры   разрабатывают план работы на год с учетом всех 3-х блоков Проекта, с учетом событийного календаря региона; разрабатывают и предоставляют учредителю перечень культурных мероприятий в регионе (районе), для проведения культпоходов. Далее, предоставляют План мероприятий для культпоходов и культурных клубов (опираясь на весь блок «Цифровая культура») на весь учебный год в органы культуры региона; обеспечивают их информационное сопровождение (размещение на сайте, афиши, объявления и т.д.); организуют и обеспечивают проведение Культурного диктанта и сдачу школьниками культурного норматива.

В рамках определенной учредителем компетенции разрабатывают План работы «Культурного клуба» на своей территории, содержащий темы, форматы и расписание.

  • Ответственность органов системы образования

Региональные органы образования – предоставляют школам перечень культурных мероприятий для организации культпоходов предоставленный органами культуры; курируют обеспеченность выездов школьников на мероприятия в рамках первого блока Проекта, участие всех образовательных организаций региона в Проекте; обеспечивают информационное сопровождение культурных мероприятий, запланированных в рамках Проекта (размещение информации на сайте, в средствах массовой информации и пр.).

Администрация школ – осуществляет информирование педагогов, школьников, родителей (или их официальных представителей) о Проекте, его содержании, сроках реализации, системе мотивации для участников Проекта; утверждает План Культпоходов для обучающихся школы на весь учебный год; предоставляет План в Муниципальные органы системы образования; обеспечивает выезды школьников на мероприятия в рамках реализации блока «Культпоход», информационную поддержку/сопровождение культурных мероприятий, запланированных в рамках Проекта (размещение информации о Проекте на всех доступных внешних носителях).

Классные руководители обучающихся школы (с 1 по 11 классы) – адаптируют план культпоходов для обучающихся своего класса на весь учебный год; осуществляют их педагогическую подготовку к выездным мероприятиям Культпоходов; контролируют степень участия всех учеников класса в мероприятиях Культпоходов в соответствии с Планом. Классные руководители оценивают ведение школьниками Культурного дневника. По итогам учебного года авторы лучших культурных дневников поощряются органами культуры и образования, в установленной в регионе форме.

Оценка и контроль

Оценка степени сформированности у школьников культурных компетенций осуществляется в течение всего года посредством мониторинга Культурного дневника и оценивания и в конце года в виде испытания на сдачу культурного норматива.

Текущая оценка

В каждом блоке Проекта по каждому направлению предусмотрена текущая оценка знаний и умений учащихся в виде: тестовых заданий, эссе, отзыва, квеста и др. Самостоятельное освоение школьниками произведений искусства, в том числе специальных порталах, а также посещение учреждений культуры, рекомендуется отражать в Культурном дневнике, в виде отзывов, заметок, эссе и т.д. Результаты этих активностей оцениваются  в Культурном дневнике.

 

Итоговая оценка

Для школьников всех возрастных групп исполнительные власти в сфере культуры субъекта РФ проводят испытания на сдачу Культурного норматива. Для обучающихся участие в испытаниях на Культурный норматив является добровольным.

 

 

 

IV. КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА

Испытания на сдачу Культурного норматива проводятся в конце учебного года. Дату проведения испытаний на сдачу норматива определяет субъект Российской Федерации, но не позднее 30 апреля.

Площадками проведения испытаний на сдачу Культурного норматива являются учреждения культуры, на базе которых формируется экспертный совет.  Список площадок определяется региональными органами культуры. Площадка обеспечивает проход на территорию, осуществляет подготовку помещений, оборудования для проведения испытаний по выполнению Культурного норматива, в т.ч., при необходимости, доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сдача норматива для всех возрастных групп проводится в формате тестов и кейсов.

Содержание испытаний должны составлять контрольные вопросы и кейсы для каждого конкретного школьника. Данное условие продиктовано исходной предпосылкой о добровольности участия и свободе выбора произведений для освоения и мероприятий для посещения.

Школьники, желающие пройти испытания на сдачу культурного норматива, присылают в установленный регионом срок, но не позднее, чем за месяц до проведения испытания, заявку на участие и электронный вариант своего культурного дневника, в котором отражены мероприятия, которые школьник посетил за год, и произведения, с которыми он познакомился. В культурном дневнике долен быть отзыв классного руководителя на работу школьника в течение года в рамках Проекта.

Регион вправе предложить школьникам составить вопросы к освоенным произведениям, поощрив данную активность дополнительными баллами. Лучшие из полученных могут быть использованы учреждениями культуры при составлении контрольных тестов и кейсов, но только не для оценивания автора данных вопросов.

Разработанная экспертами Проекта таблица нормативов содержит показатели по нормативному числу посещений учреждений культуры, количеству освоенных произведений и необходимых компетенций по всем 7 направлениям искусства в рамках каждой категории («бронза», «серебро», «золото»), которые школьник должен освоить за год (Таблица 1). При этом количество освоенных произведений отличается от числа посещений учреждений культуры, так как подразумевается самостоятельное освоение произведений с помощью цифровых ресурсов в сфере культуры.

Систему оценивания степени освоения нормативных объемов знаний о культуре и соответствующих компетенций каждый регион устанавливает самостоятельно.

Школьники, успешно прошедшие испытания, награждаются соответствующим знаком отличия Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» (бронза, серебро, золото). Описание знаков отличия Всероссийского культурно-образовательного проекта, образец, форма бланка удостоверения к ним, порядок награждения школьников утверждаются совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.

 

 

V. КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК

С целью предоставления школьнику возможности фиксировать свои впечатления от культурного мероприятия или произведения искусства, каждому региону рекомендуется разработать Культурный дневник.

Культурный дневник размещается на информационных ресурсах субъекта РФ с предоставлением каждому школьнику персонального доступа к личной странице. Для первой возрастной группы рекомендуется использовать печатный вариант такого дневника.

Культурный дневник в обязательном порядке должен состоять из 7 разделов, каждый из которых посвящен отдельному направлению искусства, представленному в Проекте.

Каждый раздел дневника должен включать 3 блока: «Культпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура».

С целью мониторинга освоения нормативного объема знаний о культуре и искусстве рекомендуется, в рамках каждого блока, предусмотреть такие форматы ведения дневника, которые обязательно содержат сведения о названии произведения, мероприятия (если школьник освоил произведение посредством цифровых ресурсов, то данная графа остается незаполненной), впечатлениях, анализе и оценке, которую школьник дает этому произведению и/или мероприятию (Образец на Рис.1).

 

Произведение: ……………………………………

Мероприятие: ……………………………………

Мои впечатления: ……………………………….

Что больше всего понравилось: .………………

Что не понравилось: ……………………………