Вверх

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

            Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше самостоятельно

                                                                                                           Альберт Грин Хаббард

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ в летний период

                     Учитель:

                     Жиданова И.С.

                                        

                      

                                             

                                   2020,июль

 

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена «…распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет»..

Главной целью информатизации образования является предоставление участникам педагогического процесса новых возможностей для реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.

 Дистанционное образование, получившее в последнее время широкое распространение в разных странах мира, во многом способствует решению этих задач. Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Internet. При этом стратегическая цель дистанционного образованияявляется обеспечение учащимся право получения любого уровня образования на месте своего проживания. Средством достижения такой цели должны быть научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

Дистанционное обучение – это новая форма образования, основанная на использовании в процессе обучения персональных компьютеров и компьютерных сетей. Обучение через Интернет, использование различных электронных образовательных платформ значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в сельской местности.

Дистанционное обучение способствует:

• активизации роли учащегося в собственном образовании (в выборе

 направлений, форм и темпов обучения в различных

образовательных  областях);

• увеличению объема доступных образовательных ресурсов, культурно-

исторических и научных достижений человечества;

• получению возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками, консультирование у специалистов высокого уровня, независимо от их территориальной расположенности.

.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Данный вид деятельности регламентируется  нормативными документами Российской Федерации в сфере образования.

 

Дистанционное обучение - современная технология, которая сегодня уже не является экзотикой, и особенно ценна для учащихся сельских школ .  

Актуальность данного вида деятельности :

§  Расширение и углубление знаний по  предметам школьной программы.  Дистанционные консультации педагогов по отдельным образовательным областям;

§  организация профильного обучения не только по определенным для данного профиля направлениям, но и по многим другим, которые позволяют учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;

§  возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях;

§  возможность качественно подготовиться к ЕГЭ и ГИА.

 

 

ПРОБЛЕМА

 

Одаренные дети. Каждый педагог, наверное, мечтает, чтобы они были среди его воспитанников. И, едва ли не каждый, для кого эти мечты воплощаются в реальность, оказывается не готов к работе с такими замечательными, талантливыми, деятельными, но очень и очень непростыми ребятами. Часто одаренность воспитанников так и остается незамеченной, теряясь в образовательном процессе, ориентированном на массовую школу. А когда одаренным детям удается достучаться до сердца учителя, перед последним открывается простая истина – все те накатанные годами практики безотказные методические приемы оказываются вдруг малоэффективными для индивидуальной работы с детьми, обладающими высоким потенциалом в учебной или иной деятельности. Более того, приходит понимание того факта, что работу с одаренными детьми учителю приходится начинать с себя, а к этому готов не всякий учитель. Поэтому и необходимо искать новые возможности для развития одаренных детей. Одной из таких возможностей и является дистанционное обучение.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 Цель: создание  и реализация  модели дистанционного сопровождения  выявления, развития, поддержки одарённых и высокомотивированных детей  .

Задачи :

- усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

- резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам ;

- получение возможности общения учащихся с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

- увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

- более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;

- возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных населенных пунктах при помощи участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

 

ГИПОТЕЗА

Гипотеза  заключается в том, что эффективность процесса обучения и развития   одаренных детей в условиях школы и района может быть существенно повышена посредством создания дистанционной модели   образования, отвечающей следующим требованиям:

- формирование личностно ориентированной информационно-образовательной среды, отвечающей потребностям и интересам  одаренных детей, способствующей эффективному саморазвитию их личности и предоставлению возможностей для проявления творческой активности;

 - организация процесса освоения содержания образования как обучения проектному и исследовательскому методам и повышению информационной культуры;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми для осуществления их своевременного выявления и развития.

 

.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для обучающихся:
 - повышение уровня познавательной мотивации;
- обеспечение равного доступа к качественному образованию;


Для родителей:
    - эмоционально-психологическая удовлетворенность качеством
предоставляемых услуг;
- экономия денежных средств;


Для школы:
- повышение уровня качества знаний  учащихся;
- совершенствование методов работы с учащимися ;
- взаимообмен материалами с российскими и международными коллегами;
- участие в муниципальных, региональных, российских, международных олимпиадах ,конференциях, конкурсах и т.д.;

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

 

 

I этап – подготовительный

  

На данном этапе предполагается  формировать соответствующие цели и задачи проекта, организационные условия, научно-теоретические и методологические основы  модели дистанционного сопровождения выявления, поддержки, развития  одаренных  и высокомотивированных  детей .

 Комплекс мероприятий на первом этапе предусматривает  проведение аналитической работы по внесению корректив в сформированный банк данных об одарённых и высокомотивированных детях, определению критериев  и показателей эффективности процесса сопровождения развития одаренных детей в образовательном учреждении,

 Основными методами и формами работы школы на данном этапе проекта являются  социологические опросы,  анкетирование, диагностика,  педагогическая рефлексия.

 

II этап – проектировочный, мотивационный

 

  На  втором этапе предполагается спроектировать и смоделировать   инновационную основу  системы работы с  одаренными  и высокомотивированными  детьми:  определить направления и формы дистанционного сопровождения   поддержки, развития одарённых  детей  разработать нормативно-правовые, организационно-технологические.   При этом главный акцент делается на работу образовательного учреждения с одарёнными детьми как интегрирующего центра совместной образовательной деятельности на основе социального партнёрства школы и Центра одаренных детей г.Нижний Новгород

На этом этапе наиболее эффективными будут такие формы и методы, которые позволят учесть мнения всех участников образовательного процесса по вопросу  использования ИКТ-технологий, по поиску  принципиально новых подходов  к работе с одарёнными детьми.

-         социологический опрос среди учащихся, учителей, родителей;

-          комплексная работа по изучению личности детей: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов;

               -консультации для детей, , родителей , нуждающихся в      психологической поддержке;

 

 

III этап – практико-ориентированный

 

На этом этапе предполагается реализация модели дистанционного сопровождения поддержки, развития  одаренных  и высокомотивированных  детей . Система мероприятий проекта направлена на апробацию  и внедрение в педагогическую практику образовательного учреждения новых форм дистанционного сопровождения одарённых и высокомотивированных детей.  Существенная роль в этой части проекта отводится созданию системы   по развитию креативности, личностного роста,  индивидуального сопровождения  обучающихся, организации тьюторства.

Наиболее эффективные формы и методы, которые будут апробированы, модернизированы и введены в широкую практику в ходе реализации практико-ориентированного этапа: онлайн-викторины, эвристические олимпиады, скайп-семинары.

IVэтап – аналитико-коррекционный

 

Результативность работы по выявлению. поддержке, развитию  одаренных  и высокомотивированных  детей зависит  от  получения  оперативной информации о ходе выполнения проекта, анализа промежуточных результатов работы

 Эти задачи решаются на аналитико-коррекционном этапе. Получаемая  аналитическая информация  позволит своевременно выявить проблемы, наметить пути их решения, внести коррективы в план работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. Функцию  управления, анализа и проектирования будет выполнять  заместитель директора, отвечающий за работу с одарёнными и высокомотивированными детьми.

 

 

V этап – аналитико-обобщающий, заключительный 

 

На данном этапе будут проанализированы итоги реализации проекта: сопоставлены фактические (действительные) и прогнозируемые (желаемые) результаты, выявлены нерешенные проблемы, установлены достижения,  проводится оценка результатов деятельности учащихся. Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

-получения объективной информации о  достигнутых учащимися результатах учебной деятельности  и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов ,

-установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса одарённых и высокомотивированных детей. 

На этом этапе – это участие одарённых детей в конкурсах разного уровня, участие в интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, проведение интернет-тестирования ( удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей). Выстраивая систему дистанционной поддержки одаренных и высокомотивированных детей, мы считаем актуальным творческий поиск  стимулирования и поддержки учащихся, достигших высоких личных результатов в различных видах познавательной и творческой деятельности. Среди наиболее эффективных форм стимулирования: проведение творческих отчётов, мастер-классов , тиражирование информационных листов, буклетов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

№ п/п

Направления

Мероприятия, формы

Сроки

Ответственные

 

I этап – подготовительный   – комплекс мероприятий предусматривает  проведение аналитической работы по внесению корректив в сформированный банк данных об одарённых и высокомотивированных детях, определению критериев  и показателей эффективности процесса сопровождения развития одаренных детей в образовательном учреждении.

 

1.

Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных и высокомотивированных детей в образовательном учреждении.

-   Внесение корректив в сформированный банк данных об одарённых и высокомотивированных детях.

-   Определение критериев  и показателей эффективности процесса сопровождения развития одаренных детей в образовательном учреждении.

-   Мониторинг продвижения одаренного ребенка в образовательном учреждении.

-   Создание механизма медико-психологического обследования одаренных детей в образовательном учреждении.

-   Создание карты успешности развития ребенка.

 

 

2.

Координация работы с одаренными и высокомотивированными детьми в образовательном учреждении.

-     Изучение и формирование государственного и социального заказа на работу с одаренными детьми.

 

-     координация деятельности учителей начальной и основной школы, педагогов дополнительного образования  для предоставления одарённым  и высоко-мотивированным детям возможности   выбора видов деятельности, с целью апробирования и развития своих интересов и возможностей.

 

 

.

 

 

Информационное обеспечение процесса выявления, под-держки и развития одаренных и высоко-мотивированных детей в образователь-ном учреждении.

-     Анализ существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных и высокомотивированных детей, родителей и педагогов, работающих с ними.

-     Обновление электронного банка данных об одаренных и высокомотивированных детях образовательного учреждения (преимущественно учащихся 7 класса), технологиях работы с ними.

 

-     Подписка на российские периодические печатные издания по вопросам работы с одаренными детьми, их родителями и педагогами, работающими с ними.

-     Поддержка актуальной информации о работе учреждения в информационном Интернет-портале «Одаренные дети».

-     Проведение консультаций для  родителей по  темам «Внимание! Одаренный ребенок!», «Информационные технологии в работе с одаренными учащимися», «Дистанционное сопровождение одаренных и высокомотивированных детей: опыт со знаком плюс», «Как использовать  школьный сайт для работы с одаренными и высокомотивированными детьми».

 

.

 

II этап – проектировочный, мотивационный – выявление одаренных учащихся – приоритетное направление  проектировочного этапа, кроме того на  втором этапе предполагается спроектировать и смоделировать   инновационную основу  системы работы с  одаренными  и высокомотивированными  детьми.

 

1.

Поиск и выявление одаренных детей (7 класса): формирование групп участников проекта  

- Комплексная работа по изучению личности детей: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

-       Онлайн- тестирование детей  

-       Поиск сферы  познавательной, творческой деятельности, включающий в себя нахождение наиболее комфортного и приемлемого пути работы индивидуально для каждого ученика.

 

 

 

 

 

2.

Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта  

- Разработка нормативно-правовых, организационно-технологических, содержательных основ проекта

 

-Активизация деятельности образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной образовательной деятельности  с Центром одаренных детей г. Ставрополя

-Формирование перечня дистанционных олимпиад в рамках реализации сетевого взаимодействия с центрами дистанционного образования.

-Формирование перечня сетевых образовательных программ для школьников по предметам школьного и внешкольного цикла.

 

 

-Презентация модели дистанционного  сопровождения выявления, поддержки, развития  одаренных  и высокомотивированных  детей   на педагогическом совете,   родительском собрании.

 

.

 

III этап – практико-ориентированный  – реализация

модели дистанционного сопровождения поддержки, развития  одаренных  и высокомотивированных  детей : система мероприятий проектанаправлена на апробацию  и внедрение в педагогическую практику образовательного учреждения новых форм дистанционного сопровождения одарённых и высокомотивированных детей.

 

1.

Осуществление непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных и высоко-мотивированных детей в рамках проекта .

 

-   Апробация новых форм дистанционного сопровождения одарённых и высокомотивированных детей Интернет – карусели, дистанционные эвристические олимпиады, телеком-муникационные образовательные проекты, онлайн-викторины, обучающие дистанционные предметные курсы.

-   Апробация в рамках проекта  методики и технологии проведения интерактивных недель (с использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то тему или раздел курса.

-     Разработка и апробация модели психологического сопровождения работы с одаренными и высоко-мотивированными детьми: психологические тренинги по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги, консультации для детей, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

 

 

 

 

2.

Мотивационная поддержка участников проекта   в условиях практического этапа его реализации.

 

-Проведение спецкурса для педагогов и родителей «Технологии личностного роста».

 

-     Использование сети Интернет для распространения информации о специфике  обучения одарённых детей, методике, психологии, выход на различные сетевые группы, создание сетевых сообществ  пользователей Интернета.

-     Проведение мастер-классов, тематических семинаров по презентации продуктивного опыта дистанционного сопровождения одаренных и высоко-мотивированных детей.

 

 

 

 

 

 

V этап – аналитико-обобщающий, заключительный    – анализ и оценка результатов деятельности учащихся,

итогов реализации проекта: сопоставление фактических (действительных) и прогнозируемых (желаемых) результатов.

 

1.

Получение объективной информации о  достигнутых учащимися результатах учебной деятельности  и степени их соответствия требованиям образователь-ных стандартов.

-   Проведение мониторинга участия одарённых детей в конкурсах разного уровня, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

-   Проведение интернет-тестирования (удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей).

-   Мониторинг качества базового образования одаренных и высоко-мотивированных детей.

-   Анкетирование участников проекта об удовлетворенности качеством дистанцион-ного сопровождения  развитием одаренных и высокомотивированных детей.

 

 

 

2.

Стимулирование и поддержки учащихся-участников проекта, достигших высоких личных результатов в различных видах познавательной и творческой деятельности.

 

-   Издание электронного сборника творческих работ учащихся- победителей конкурсов.

-   Тиражирование информационных листов, буклетов,

 

 

3.

Выявление, представление продуктивного опыта дистанционного сопровождения развития одаренных и высокомотивированных детей

-       Проведение творческих отчётов, мастер-классов участников проекта    

 

.

 

Результаты  данной работы будут способствовать:

-         личностному росту учащихся (формированию ценностных ориентаций, заявленных в проекте, росту образовательной мотивации в подростковом возрасте, способности к построению жизненной образовательной стратегии);

-         образовательным достижениям учащихся (способности к выбору, умению организовывать учебно-познавательную деятельность, росту презентативных навыков, умению работать в команде, информационной, исследовательской и проектной компетентности, повышению мотивации обучающихся, росту личных достижений  в олимпиадах, конкурсах, конференциях);

-         росту профессионально-педагогического потенциала коллектива образовательного учреждения (росту инновационного потенциала, овладению новыми педагогическими технологиями, прежде всего технологией  дистанционного обучения);

-         оптимизации использования ресурсов (повышению коэффициента продуктивного использования помещений и техники, повышению доступности образования для детей за счет вариативности форматов);

-         построению новых управленческих технологий (встраиванию в образовательную программу и все циклограммы образовательного учреждения программ и проектов дистанционного сопровождения обучения);

-         разработке новых технологий мониторинга качества (учету в образовательном процессе достижений учащихся);

-         совершенствованию научно-методического сопровождения (разработке пакета методического обеспечения для реализации проекта).