Вверх

                                                                                   Утверждаю:

                                                          Директор

                                                                                    МКОУ СОШ №3

        _________Чуднов Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА   КРУЖКА

                  «ЮНЫЙ ПСИХОЛОГ»

 

 

 

Педагог-психолог: З.Ф.Басова.

 

               

 

 

 

 

 

 

             2021г.

Кружок "Юный психолог" для летнего оздоровительного лагеря


Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру и включают в себя:

  • Профориентационные упражнения
  • Телесно-ориентированные упражнения
  • Психодиагностические упражнения
  • Развивающие упражнения
  • Психотехнические упражнения
  • Педагогические упражнения
  • Коррекционные упражнения
  • Дискуссии
  • Релаксационные упражнения
  • Решение проблемных ситуаций
  • Психодиагностические процедуры

Данный курс рассчитан на 32 занятия по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в свободной форме и в дружеской обстановке, что дает возможность учащимся:

  • Проявить себя
  • Воплощать найденное решение или оптимальный вариант поведения в реальность.

Основной целью курса является оказание психолого-педагогической помощи подросткам в формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  1. Повышение мыслительных возможностей.
  2. Психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента).
  3. Осознание креативности в себе и ее развитие.
  4. Формирование адаптивных навыков решение проблем.
  5. Моделирование индивидуального пути решения жизненных ситуаций.

Основные принципы программы:

  • Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
  • Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
  • Принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Планируемые результаты:

Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план.

Тема занятия

Кол-во часов

Виды и формы занятия

Дата проведения

план

факт

 

1.

Введение в программу.

1

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Введение в программу.

Психогимнастические упражнения:

  • «Знакомство с командой»
  • «Я мастер»
  • «Мы похожи – не похожи»

Ритуал прощания.

 

 

2.

Работа в команде.

5

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Психогимнастические игры:

  • «Работа в команде»
  • «Слепец и поводырь»

Телесно-ориентированное упражнение:

  • «Скульптура»

Психодиагностические упражнения:

  • «Перевоплощения»
  • «Сочиним историю»

Обсуждение каждого упражнения в отдельности.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

3.

Самопознание.

4

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Анкетирования.

Психодиагностические упражнения:

  • «Зеркало»
  • «Несуществующее животное»
  • «Если б я был насекомым»
  • «Прекрасный сад»
  • «Кто тебя любит»

Обсуждение каждого упражнения в отдельности.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

4.

«Развиваем воображение, выразительность движения».

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Телесно-ориентированные игры:

  • «Пантомима»
  • «Хоровод»
  • «Иностранец»

Развивающая игра:

  • «Наводка»

Обсуждение каждого упражнения в отдельности.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

5.

«Избавляемся от скованности в общении».

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Беседа о причинах скованности в общении.

Телесно-ориентированные игры:

  • «Походки»
  • «Джунгли»

Развивающая игра:

  • «Передача чувств»

Рисуночный тест:

  • «Я до – и я после»

Обсуждение каждого упражнения в отдельности.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

6.

Правила поведения.

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Анкетирования.

Беседы о правилах поведения по результатам анкетирования.

Коррекционная игра:

  • «Испорченный телефон»

Анализ проведенной работы.

Ритуал прощания.

 

 

7.

Уроки вежливости.

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Интерактивная лекция с последующим обсуждением.

Анализ проведенной работы.

Ритуал прощания.

2

 

8.

«Развиваем внимание».

3

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Развивающие игры:

  • «Поиграем с предметами»
  • «Разрезанная картинка»
  • «Мазай»
  • «Найди и назови нужное слово»
  • «Спрячь ноты» - (игра-соревнование)
  • «Игра в слова»
  • «День-ночь»

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

9.

«Развиваем эмоции».

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Психотехническое упражнение:

  • «Хорошая и плохая погода»-(рисование)

Психодиагностическое упражнение:

  • «Нарисуй свое тело»-(рисование)

Телесно-ориентированное упражнение:

  • «Мимика»

Обсуждение каждого упражнения в отдельности.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

10.

«Учимся создавать хорошее настроение, развиваем эрудицию, находчивость, остроумие и чувство юмора»

4

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Педагогические упражнения:

  • «Новые кооперативы и биржи»
  • «Веселый тост»
  • «Кто есть кто, что есть что?»
  • «Необычные анкеты»
  • «Бестолковый словарь»
  • «Диссертация»
  • «Каков вопрос, таков ответ»
  • «Одна строчка, но в рифму»
  • «Объявления»

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

11.

Доброта в наше время.

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Беседа на тему:

  • «Доброта – что это?»

Психотехническое упражнение:

  • «Очередь»

Дискуссия по теме.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

12.

Формирование собственного «Я» в условиях суровой окружающей действительности.

2

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Интерактивная лекция.

Анкетирования.

Дискуссии по результатам анкетирования.

Анализ проведенной работы в целом.

Ритуал прощания.

 

 

13.

Заключение.

1

Ритуал приветствия.

Психологическая разминка.

Анализ всей программы в целом.

Упражнение на создание позитива:

  • «Добрые слова»

Ритуал прощания.

 

 

 

Итого:

32

 

 

 

 

 

Педагог-психолог                         З.Ф. Басова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия:

  1. 1.   Вводное занятие. Давайте познакомимся. (2 ч)

Теоретическая часть.

Знакомство с планом работы кружка, содержанием практической работы, целями и задачами кружка. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть.

Игра-знакомство «Снежный ком», «Клубок дружбы», Упражнение «Знакомство с пальчиками». Диагностика для определения доминируещей экологической установки. Исследование уровня самооценки.

 

2. Мир семьи (2ч)

2.1. Я живу с близкими (2.)

Теоретическая часть.

Мир психологии. Что изучает психология. Житейская и научная психология. Психические явления и их особенности.

Определение ощущения. Зрительные вкусовые, слуховые, тактильные, обонятельные и др. ощущения.

Возможности органов чувств. Роль ощущений в познании окружающего мира.

Семья – ячейка общества. Социальные нормы и роли.

Мой дом. Процесс воспитания. Самые близкие люди. Семейное благополучие.

Семейные обязанности. Мои домашние обязанности. Сотрудничество в семье. Как помочь родителям.

Сила семьи в единстве. Психологический климат в семье. Семейные ценности, Вместе – мы сила.

Практическая часть.

Проведение экспериментов с каждым видом информации. Игры на соответствующую тематику: «Ты мне нравишься», «Спасибо за прекрасный день», «Пальцы», и тд. Рисунки: семьи, дома, обязанностей в доме. Чтение стихов, поговорок, сказок, загадок, песен и тд. Моделирование и проигрывание различных ситуаций. Организация выставки детских работ.

 

2.2. Мы взрослые (2ч.)

Теоретическая часть.

Традиции моей семьи. Семейные ценности, традиции и обычаи. Легенды нашей семьи. Что такое реликвия.

Предки. Понятие рода, поколения. Кем были наши предки.

Генеалогическое древо.  Что такое генеалогическое древо. С кого начинается семья. Преемственность поколений.

Родители. Почему нужно уважать родителей. Уважение и взаимопонимание в семье. Что сделали для нас родители. Как выражать благодарность, уважение и любовь к родителям.

Практическая часть.

Просмотр фотографий бабушек и дедушек, обсуждение. Рисунки на данную тематику («Мои предки», «Семейные реликвии» и т.п.), чтение и обсуждение стихов, рассказов, песен о бабушках и дедушках. Моделирование и проигрывание ситуаций на тему взаимоотношений со старшим поколением. Выставка детских работ «Семейные ценности». Игры: «Ветер дует», «Рисунки на спине», «Пожалуйста», «Закончи предложение».

 

2.3. Путешествие в прошлое (2/ч.)

Теоретическая часть.

Я в прошлом. Каким я был ребенком. Как использовать опыт прошлого в настоящем.

Я сейчас. Определение самооценки. Я – реальный. Я – идеальный.

Я в будущем. Каким я хочу стать. Что такое способности и возможности. Заветные мечты.

Что меня ждет впереди. Понятие планирования. Как прошлое может повлиять на будущее. Как «сделать» свое будущее.

Я хорош такой, какой есть. Понятие уникальности. В чем моя изюминка. Уверенность в себе. Как развивать способности.

Типы темперамента. Основные свойства темперамента. Особенности общения и совместимость.

Особенности характера. Типологии характера. Творческая личность.

Практическая часть.

Просмотр фотографий детей, изготовление коллажей. Выполнение рисунков на тему: «Каким я был?», «Какой я сейчас?», «Каким я буду?»; просмотр и обсуждение работ. Организация выставки работ детей

«Вот такой Я». Игры: «Что такое минута?», «Только вместе», «Таинственный незнакомец».

 

3. Эмоции (2ч.)

3.1. Виды эмоций (2ч.)

Теоретическая часть.

Что такое эмоции. Определение чувства, эмоций. Чувства, как отражение действительности. Виды эмоций.

Положительные и отрицательные эмоции. Настроение.Определение настроения. Как меняется настроение.

Огорчение, тоска, уныние. Определение огорчения, тоски, уныния. Роль каждой эмоции.

Радость. Определение радости. Чувство юмора. Откуда берется радость.

Печаль, сожаление, огорчение. Определение печали, сожаления, огорчения, их различие. Почему становится грустно.

Гнев, злость. Определение гнева и злости. Как выражать негативные эмоции.

Отчаяние. Определение отчаяния. Причины появления. Как научиться выходить из такого состояния.

Интерес, удивление. Определение интереса, удивления. Как поддерживать интерес.

Отвращение, презрение, брезгливость. Определение отвращения, презрения и брезгливости.  Саморегулирование в сфере чувств. Стрессовые состояния и методы борьбы с ними.

Практическая часть.

Просмотр и обсуждение изображений эмоций (фото, картинки, рисунки). Игры на демонстрацию различных эмоциональных состояний: «Скульптор-глина», «Зеркало», «Расскажи стихи руками» (прил.1), пантомимы. Чтение и обсуждение стихов, песен, рассказов, сказок, пословиц и загадок. Рисование эмоций; проигрывание ситуаций из реальной жизни детей. Обсуждение способов выхода из неприятных эмоциональных ситуаций, релаксационные упражнения «Вверх по радуге», «Расслабление».

 

3.2.               Страх. Как с ним бороться (2ч.)

Теоретическая часть.

Всегда ли плох страх. Определение страха, фобии. Как страх спасает жизнь.

Я боюсь... Многообразие страхов людей. Индивидуальные причины возникновения страха.

Тревога. Определение тревоги. Почему страх вызывает тревогу. Тревожные состояния.

Фобии. Чем отличаются от страха. Виды фобий.

Добро и зло. Чего боялись сказочные герои. «Маски страха».

Страшные сны. Стоит ли бояться? о чем говорят нам сны? Откуда появились дурные приметы.

У страха глаза велики. Кто поможет. Как могу помочь себе я сам.

Как бороться со страхом.  Каждый может победить свой страх. Как бороться со страхом, способы и приемы.

Практическая часть.

Просмотр изображений эмоций страха (фото, рисунки), обсуждение. Чтение стихов, сказок, рассказов, поговорок о страхе. Выполнение рисунков на тему «Самый страшный сон», «Кто живет в темноте», «Мой защитник». Проигрывание ситуаций,  сочинение сказок. Игры «Только вместе», «Расскажи стихи руками», «Объятия». Релаксационные упражнения и упражнения на развитие творческого воображения «Поделись с ближним», «Скульптор-глина», «Рифмовалки».

 

  1. 4.            Мир моей души и вокруг меня (2ч.)

4.1.               Мой характер (2ч.)

Теоретическая часть.

Характер. Определение характера. Свойства характера. Роль конфликтных ситуаций, установок, мотивов в формировании характера.

Плохой и хороший характер. Делится ли характер на хороший и плохой.  Как темперамент влияет на характер.

Гордость. Определение гордости. Гордый ли я. Гордость – польза или вред.

Уважение. Определение уважения. Кто достоин уважения. Как проявлять уважение к человеку.

Честность. Определение честности.  Честность, как черта характера. Почему иногда сложно быть честным.

Надежность. Определение надежности. Надежность, как черта характера. На кого можно положиться.

Ответственность. Определение ответственности. Ответственность, как черта характера. За что мы несем ответственность.

Принятие решений. Определение решительности. Решительность и ответственность. Как принимать решения.

Гражданственность. Определение гражданственности. Я гражданин – что это значит.

Практическая часть.

Чтение художественных произведений по теме, обсуждение. Просмотр иллюстраций по теме, выполнение рисунков, прослушивание и проигрывание историй о вежливости, доброте, хороших манерах.  Выполнение поделок (кормушки для птиц), коллажей, плакатов. Кукольный театр, прослушивание стихов о родине, о г. Ростове-на-Дону, просмотр фотографий г. Ростова-на-Дону и области. Знакомство с гимном, флагами города, области и страны. Выставка детских работ на тему: «Моя родина». Игры: «Полезное действие – вредное последствие», «Сочинялки», «Закончи предложение», «Дружеское интервью».

 

4.2.          Мир моей души (1 ч.)

Теоретическая часть.

Знания. Что такое знания. Какими бывают знания, и как ими пользоваться.

Мои желания реальны. Понятие гармонии. Способности и возможности людей.

Вред. Что значит вредить. Две стороны одной медали.

Волшебные слова. Определение вежливости, приветливости. Почему нужно быть вежливым.

Хорошие отношения. Определение отношений. В чем польза хороших отношений.

Как понимать без слов. Что такое невербальное общение. Как понимать «язык тела».

Мое пространство. Определение личностного пространства. Определение комфорта. Где границы

Что и Как сказать. Определение такта и корректности. К каждому нужен свой подход.

Интонация важна. Определение интонации. немного об этикете.

Я такой один. В чем прелесть уникальности. Каждый талантлив по-своему. Как поверить в себя.

Практическая часть.

Инсценировка сюжетов из жизни детей, обсуждение проблемных ситуаций и выработка способов выхода из них. Чтение народных сказок, пословиц, басен, стихов по теме, просмотр и обсуждение иллюстраций. Проигрывание историй по ролям, выполнение рисунков, изготовление коллажей. Упражнения для отработки невербальной техники,  

дистанции в общении, просмотр и обсуждение фотографий детей. Игры на взаимодействие со сверстниками:

«Почесать спинку», «Путь доверия», «Таинственный незнакомец». Выставки детских работ на тему «Уникальность», «Доброта спасет мир».

 

4.3.                   Мир вокруг меня (/4ч.)

Теоретическая часть.

Ты мне интересен. Как выражать интерес, как приобрести друзей. Определение дружбы, дружелюбности. Кто такой друг и где его искать.

Учимся на ошибках.  Определение ошибки. Способы исправления. Как не обидеть.

Как научиться сотрудничать. Определение сотрудничества.  Новые дружеские отношения. Поддержание дружбы.

Как ответить на «дразнилки» и насмешки. Для чего придумывают прозвища. Чувство юмора может помочь. Уход от конфликта.

Как правильно спросить и ответить. Что такое психология общения. Некоторые приемы "психологического айкидо».

Учимся говорить и принимать слово «нет». Почему трудно говорить слово «нет». Вежливый отказ.  Как правильно принимать отказ.

Как предложить и попросить помощь. Приемы психологии общения. Позитивный диалог.

Благодарность. Определение благодарности. Определение комплимента. Как правильно говорить и принимать.

Как победить одиночество. Определение одиночества. Причины. Способы избавления от одиночества.

Практическая часть.

Чтение стихов, сказок, пословиц по теме; проигрывание детьми реальных ситуаций и ситуаций из сказок. Выполнение рисунков на тему: «Мой самый лучший друг», «Одинокий человек», упражнения на саморегуляцию и развитие воображения «Стряхни», «Поделись с ближним», «Я умею помогать», кукольный театр. Конкурс самодеятельности, игры на взаимодействие со сверстниками: «Ветер дует», «Горячий стул», «Зеркало». Закрепление навыков позитивного общения, сплочение детского коллектива. Выставка детских работ «Вместе веселее».

 

  1. 5.                  Самопознание (2ч.)

Теоретическая часть.

Дать детям представления о самопознании, самонаблюдение, самоанализ. Моделирование собственной личности (вопрос-ответ)

Какой Я?

Практическая часть.

Подготовка и организация наблюдения. Обсуждение результатов наблюдения, выделение ошибок и интересных приемов и способов фиксации. Проведение опроса (первичный контакт, основная фаза и завершение). Проведение игр и упражнений на соответствующую тематику:  "Снежный ком", "Имя-жест", "Интервью", "Автопортрет", "Внезапные вопросы", "Рисунки на спине", "Аплодисменты по кругу". Рисунки на тему: "Я и группа", "Прекрасный день", "То, что я люблю".

  1. 6.             Работа мозга (2ч.)

Теоретическая часть.

Мозг - основной орган психической деятельности человека.  Строение мозга. Функции.  Методы исследования.                                                        

 Как работают отделы мозга.  Особенности функционирования  отделов мозга.

Картина мира. Представление человека о мире и месте человека в нем. Способы восприятия событий и явлений. Мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.                                                                                            

Практическая часть.

Эксперименты по работе отделов мозга. Проведение диагностики на определение ведущей модальности, обсуждение и анализ полученных результатов (Тест Торренса), написание рассказа "Прогулка в лесу". Игры на различную тематику: "Ветер дует...", "Мы похожи", "Паутина", "Я никогда не...", "Зеркало", "Подарок другу справа", "Футболка", "Пальцы". Рисование на свободную тему.

 

  1. 7.            Итоговое занятие (2ч.)

Теоретическая часть.

Подведение итогов.

Практическая часть.

Шкала тревожности Т.А. Немчина. Игры: «Ветер дует», «Пожалуйста», «Рисунки на спине», «Друзья непохожие на меня», беседы.

Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка в досуговой деятельности Н.В.Кленова, В.Ф.Ломова, А.В.Меренков. Диагностика для определения доминирующей экологической установки. Исследование уровня самооценки .