Вверх

 «Согласовано»                                                                     

 

Заместитель  директора по ВР                            

_____________ М.И. Алхимцева                             

 

«      » сентября 2016 год                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПРОГРАММА  КРУЖКА

 

«Зал боевой славы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Возраст учащихся:  12-13 лет.

                                                                      Срок  реализации:  1 год.

                                                                      Автор: Измайлова Евгения Игоревна,

                                                                      учитель истории и обществознания                                        

                                                                      

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Безопасное, 2016-2017 учебный год

 

Пояснительная  записка

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

 В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш зал боевой славы состоит из нескольких экспозиций:

1.     История школы;

2.     История здравоохранения села;

3.     Страницы военной истории;

4.     История села.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель  программы:

 Содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании учащихся; создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся; использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности. 

Задачи: 

·     Создание  условий  для  приобщения  учащихся  к  культурно-историческому  наследию,  российским  общегосударственным  ценностям  и  традициям, воспитывать интерес и уважение к истории страны.

·      Способствовать формированию духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства.

·     Использование  культурно-исторических  ценностей  для  разностороннего  развития  учащихся  (гражданско-патриотического,  нравственного,  социального,  творческого  и  др.).

·     Ориентация  на  использование  технологий,  стимулирующих  активность  учащихся,  раскрывающих  их  личностный  потенциал.

·     Обучение  учащихся  знаниям,  умениям  и  навыкам  организации  и  ведения  поисковой  работы. 

·     Формирование  и  развитие у учащихся  положительной  мотивации  к  участию  в  деятельности  гражданско-патриотического  направления.

·     Формирование  и  развитие  у учащихся  социальной,  познавательной  и  творческой  активности,  навыков  социального  общения,  ценностных  ориентаций  гражданско-патриотического  направления, расширять словарный запас детей. Развитие речи детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться, совершенствовать навыки слушания, говорения, чтения, письма, как основных видов речевой деятельности. Способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

 

 

Требования к уровню усвоения содержания.

Учащиеся должны знать:

- иметь представление о понятии «краеведение», его описании и собирательстве;

- знать основные даты событий, происходивших в их малой родине;

- знать особенности культуры села,

 - знать письменные и вещественные источники;

 

Учащиеся должны уметь:

-    анализировать систематизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, слушать понимать, рассуждать, отстаивать свою собственную позицию, основанную на собственных знаниях и представлениях, соотносить свою позицию с позицией других, корректировать свою точку зрения с учётом новой информации;

-  иметь способности к: самоопределению, самоорганизации, самореализации и рефлексии;

-  название исторических и географических объектов родного села и района.

 

 Учащиеся должны:

- иметь представление об историческом пути и особенностях образования села;

- анализировать исторические источники и материалы;

- заниматься поисковой работой;

-  познакомиться с историческими личностями жившими и живущими в селе.

 

Формы организации обучения: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, урок-путешествие, урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий, урок-игра, практическое занятие, походы, музейные уроки.

 

 В процессе работы учитываются следующие моменты:

·  заинтересованность уч-ся. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;

·  желание. Работают все, кто как может. Если что-то не получается, возможна замена заданий.

· возрастные особенности. Материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.

В  реализации  предлагаемой  программы  участвуют  школьники 10-х  классов,  для  которых  организуются  и  проводятся  индивидуальные,  групповые  и  массовые  занятия  и  мероприятия  историко-музееведческого  и  гражданско-патриотического  направления  на  базе  зала  или  с  использованием  его  материалов  учителями-предметниками  на  уроках,  классными  руководителями,  воспитателями  во  внеклассной  работе.  Деятельность  зала боевой славы осуществляет  его  актив.

       Срок  реализации  программы – один  год. 

   В  соответствии  с  программой  составляется  план  деятельности  зала   на  год,  включающий  виды  работы – поисково-исследовательская,  оформительская,  выставочно-экспозиционная,  лекционная, экскурсионно-просветительская,  а  также  участие  в  сельских и районных мероприятиях  гражданско-патриотического  направления. 

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы  деятельности  школьного  зала боевой славы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, приобщить к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Учащиеся получают навыки поисковой работы, развиваются творческие способности, гражданская позиция и активность, возможность пополнить портфолио своими достижениями.

 

 

 

 

Формы  подведения  итогов  реализации  программы:

Полученные  на  занятиях  знания,  умения  и  навыки  поисково-исследовательской,  экспозиционно-оформительской,  экскурсионной  и  другой  работы  получают  практическое  применение  в  ходе  организации,  подготовки  и  проведения  групповых  занятий,  массовых  мероприятий  историко-краеведческого  и  гражданско-патриотического  направления  в  школе,  районе в  соответствии  с  планом  работы  зала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы Зала Боевой Славы

на 2016 – 2017 учебный год.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Заседание Зала Боевой Славы по составлению плана работы на 2016 – 2017 учебный год, выбор актива, определение поисковых заданий на новый учебный год.

сентябрь

Алхимцева М.И.

Измайлова Е.И.

2.

Работа в Зале Боевой Славы по подготовке к новому учебному году (оформление уголка).

сентябрь

Актив Зала Боевой Славы

 

3.

Сбор материалов о Великой Отечественной войне. Встречи и помощь ветеранам

В течение года

Актив Зала Боевой Славы

5-11 классы

4.

Подготовка и проведение устного журнала  «Труновский район  - земля добра и  света»

 сентябрь

Алхимцева М.И.

Измайлова Е.И.

Актив Зала Боевой Славы

 

5.

Сбор материала, написание и оформление работ на краевую конференцию «Шаг в будущее»

октябрь

Руководитель ЗБС, Актив Зала Боевой Славы

 

6.

Подготовка и проведение экскурсии на тему: «История развития и архитектурная особенность церкви села Безопасного»

октябрь

Руководитель ЗБС, Актив Зала Боевой Славы

 

7.

Подготовка текста и проведение обзорной экскурсии по залу Боевой Славы для учащихся начальной школы.

октябрь

Руководитель ЗБС, Актив Зала Боевой Славы

 

8.

«С памятью в сердце» - день памяти жертв политических репрессий

октябрь

Руководитель ЗБС, Актив Зала Боевой Славы

 

9.

«Когда мы едины – мы непобедимы» - подготовка и показ презентации «День национального единства»

ноябрь

Алхимцева М.И.,

 Шепелева Е.А., Измайлова Е.И.

Актив Зала Боевой Славы

 

10.

«7 ноября 1941 года» - час истории в День воинской славы России. Парад на Красной площади.

ноябрь

Алхимцева М.И.,

Гущина Е.С., Измайлова Е.И.

Актив Зала Боевой Славы

 

11.

«Цветы Неизвестному солдату» экскурсия по памятникам села Безопасного

декабрь

Руководитель ЗБС, Актив Зала Боевой Славы

 

12.

Подготовка и проведение классного часа для начальной школы посвященного Битве за Москву.

декабрь

Алхимцева М.И., Измайлова Е.И.,

Актив Зала Боевой Славы

 

13

Подготовка и проведение устного журнала «Народ, Россия, Конституция».

декабрь

Экскурсоводы Зала Боевой Славы

Измайлова Е.И.

14.

Подготовка и проведение классного часа: «Символы России»

 

декабрь

Экскурсоводы Зала Боевой Славы.

Измайлова Е.И.

15.

Подготовка и проведение классного часа: «У нас есть Герои»

декабрь

Экскурсоводы Зала Боевой Славы.

Измайлова Е.И.

16.

Заседание Зала Боевой Славы (подведение итогов работы за полугодие)

 декабрь

Актив Зала Боевой Славы

 

17.

Проведение бесед на классных часах об освобождении с. Безопасного от оккупации в годы войны.

январь

Актив Зала Боевой Славы

 

18.

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 5-6 классы.

январь

Актив Зала Боевой Славы

 

19.

Подготовка и проведение экскурсии на тему: «Освобождение села Безопасного в письмах фронтовиков»

январь

Актив Зала Боевой Славы

 

20.

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда.

январь

Актив Зала Боевой Славы

 

21

Подготовка и проведение классного часа День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)

январь

Актив Зала Боевой Славы

 

18.

Проведение экскурсии «Герой Советского Союза Громаков В.Ф.»

февраль

Актив Зала Боевой Славы

 

19.

Подготовка поздравлений для ветеранов ВОВ на дому.

февраль

Актив Зала Боевой Славы

 

20.

Сбор материала и проведение экскурсии на тему: «История развития хутора Эммануэлевский»

февраль-март

Алхимцева М.И.,

Гущина Е.С., Измайлова Е.И.

Актив Зала Боевой Славы

 

22.

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 7-8 классы.

март

Актив Зала Боевой Славы

 

23

Конференция по итогам выполнения поисковых заданий

март

5-10 классы.

24

Подготовка и участие в туристско – краеведческом движении «Отечество».

март

Руководители секций

25.

Оформление витрин экспозиций в Зале Боевой Славы.

март

Актив Зала Боевой Славы

 

26.

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда

апрель

8 – 10-е классы

27.

Экологический десант по уборке памятников с. Безопасного.

апрель

8 – 10-е классы

28.

Проведение экскурсий для 5-7 классов к Международному дню памятников и исторических мест

апрель

Актив Зала Боевой Славы

 

29

Подготовка и проведение классного часа «От Москвы до Берлина».

апрель

Актив Зала Боевой Славы

 

30.

Подготовка к проведению экскурсий, посвященных Дню Победы. 

апрель

Алхимцева М.И.

Суханова Л.И.

Гущина Е.С.

Измайлова Е.И

Актив Зала Боевой Славы

 

31.

Мероприятия ко дню победы в рамках недели памяти.

3.05.15 -7.05.15.

Учителя истории.

32.

Участие в торжественном митинге, посвященном Дню Победы. Поздравление ветеранов: акции «Доброе утро, ветеран!»,

Вахта памяти.

9 мая

Алхимцева М.И.

Измайлова Е. И.,

Актив Зала Боевой Славы

 

 

33.

Экскурсия в музей  ДК

Май

8 – 10-е классы,

Актив Зала Боевой Славы

 

34.

Подготовка и проведение экскурсии для начальной школы к международному дню музеев

 

Май

Актив Зала Боевой Славы

 

35

Подготовка материалов для отчетно – выборной конференции активом зала

май

Актив Зала Боевой Славы

 

36

Отчетно – выборная конференция «Итоги работы Зала Боевой Славы» за 2016 – 2017 учебный год

май

Алхимцева М.И.

Измайлова Е.И.

Актив Зала Боевой Славы

 

37

Составление плана работы Зала Боевой Славы  на летний период

май

Алхимцева М.И.

Измайлова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое  планирование  кружка «Зал боевой славы»

 на 2016 – 2017 учебный год.

№ п/п

Тема занятий

Количе-

ство часов.

Теория

Практи-

ка.

Экскур-

сии.

1.

Заседание Зала Боевой Славы по составлению плана работы на 2016 – 2017 учебный год, выбор актива, определение поисковых заданий на новый учебный год.

2

1

1

 

2.

Работа в Зале Боевой Славы по подготовке к новому учебному году (оформление уголка).

2

1

1

 

3.

Сбор материалов о Великой Отечественной войне. Встречи и помощь ветеранам

2

 

1

1

4.

Подготовка и проведение устного журнала  «Труновский район  - земля добра и  света»

2

 

2

 

5.

Сбор материала, написание и оформление работ на краевую конференцию «Шаг в будущее»

2

1

1

 

6

Подготовка и проведение экскурсии на тему: «История развития и архитектурная особенность церкви села Безопасного»

2

 

2

 

7

Подготовка текста и проведение обзорной экскурсии по залу Боевой Славы для учащихся начальной школы.

2

 

1

1

8

«С памятью в сердце» - день памяти жертв политических репрессий

2

 

2

 

9

«Когда мы едины – мы непобедимы» - подготовка и показ презентации «День национального единства»

1

 

1

 

10

«7 ноября 1941 года» - час истории в День воинской славы России. Парад на Красной площади.

2

1

 

1

11

«Цветы Неизвестному солдату» экскурсия по памятникам села Безопасного

2

1

1

 

12

«Сталинград – великий перелом» устный журнал

2

 

1

1

13

Подготовка и проведение классного часа для начальной школы посвященного Битве за Москву.

2

1

 

1

14

Подготовка и проведение устного журнала «Народ, Россия, Конституция».

2

 

1

1

15

Подготовка и проведение классного часа: «Символы России»

 

2

1

1

 

16

Подготовка и проведение классного часа: «У нас есть Герои»

2

 

1

1

17

Заседание Зала Боевой Славы (подведение итогов работы за полугодие)

1

 

1

 

18

Проведение бесед на классных часах об освобождении с. Безопасного от оккупации в годы войны.

2

 

 

2

19

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 5-6 классы.

2

 

2

 

20

Подготовка и проведение экскурсии на тему: «Освобождение села Безопасного в письмах фронтовиков»

2

 

 

2

21

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда.

2

 

2

 

22

Подготовка и проведение классного часа День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)

2

 

 

2

23

Проведение экскурсии «Герой Советского Союза Громаков В.Ф.»

2

1

1

 

24

Подготовка поздравлений для ветеранов ВОВ на дому.

2

1

1

 

25

Сбор материала и проведение экскурсии на тему: «История развития хутора  Эммануэлевский»

2

 

2

 

26

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 7-8 классы.

2

1

1

 

27

Конференция по итогам выполнения поисковых заданий

2

1

1

 

28

Подготовка и участие в туристско – краеведческом движении «Отечество».

2

1

1

 

29

Оформление витрин экспозиций в Зале Боевой Славы.

1

 

 

1

30

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда

2

 

1

1

31

Экологический десант по уборке памятников с. Безопасного.

1

 

 

1

32

Проведение экскурсий для 5-7 классов к Международному дню памятников и исторических мест

1

 

 

1

33

Подготовка и проведение классного часа «От Москвы до Берлина».

2

1

1

 

34

Мероприятия ко дню победы в рамках недели памяти.

2

1

1

 

35

Участие в торжественном митинге, посвященном Дню Победы. Поздравление ветеранов: акции «Доброе утро, ветеран!»,

Вахта памяти.

2

 

1

1

36

Экскурсия в местный музей 

1

1

 

 

37

Подготовка и проведение экскурсии для начальной школы к международному дню музеев

 

1

 

1

 

38

Подготовка материалов для отчетно – выборной конференции активом зала

1

 

1

 

39

Отчетно – выборная конференция «Итоги работы Зала Боевой Славы» за 2016 – 2017 учебный год

1

1

 

 

40

Составление плана работы Зала Боевой Славы  на летний период

2

1

1

 

 

Общее количество часов

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование кружка

«Зал Боевой Славы».

 

№ п/п

Тема занятий.

Количество часов.

Дата

1.

Заседание Зала Боевой Славы по составлению плана работы на 2016 – 2017 учебный год, выбор актива, определение поисковых заданий на новый учебный год.

2

5.09.

7.09

2.

Работа в Зале Боевой Славы по подготовке к новому учебному году (оформление уголка).

2

12.09

14.09

3.

Сбор материалов о Великой Отечественной войне. Работа в рамках акции «Помни меня»

2

19.09

21.09

4.

Подготовка и проведение устного журнала  «Труновский район  - земля добра и  света»

2

26.09

28.09

5.

Работа с документами Зала Боевой Славы

Сбор материала, написание и оформление работ на краевую конференцию «Шаг в будущее»

3

3.10

5.10

6

Подготовка и проведение обзорной экскурсии на тему: «История развития и архитектурная особенность церкви села Безопасного»

2

10.10

12.10

7

Подготовка текста и проведение обзорной экскурсии по залу Боевой Славы для учащихся начальной школы.

2

17.10

19.10

8.

«С памятью в сердце» - день памяти жертв политических репрессий

2

24.10

26.10

9.

«Когда мы едины – мы непобедимы» - подготовка и показ презентации «День национального единства»

1

02.11

8

«7 ноября 1941 года» - час истории в День воинской славы России. Парад на Красной площади.

2

7.11

9.11

9

«Цветы Неизвестному солдату» экскурсия по памятникам села Безопасного

2

14.11

16.11

 

«Сталинград – великий перелом» устный журнал

2

 21.11.

23.11

10

Подготовка и проведение классного часа для начальной школы посвященного Битве за Москву.

2

28.11

30.11

11

Подготовка и проведение классного часа: «У нас есть Герои»

2

5.12

7.12

12

Подготовка и проведение устного журнала «Народ, Россия, Конституция».

2

12.12

14.12

13

Подготовка и проведение классного часа: «Символы России»

 

2

19.12

21.12

14

Заседание Зала Боевой Славы (подведение итогов работы за полугодие)

1

26.12

28.12

15

Проведение бесед на классных часах об освобождении с. Безопасного от оккупации в годы войны.

2

9.01

11.01

16

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 5-6 классы.

2

16.01

28.01

17

Подготовка и проведение экскурсии на тему: «Освобождение села Безопасного в письмах фронтовиков»

2

23.01

25.01

18

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда.

2

30.01

01.02

19

Подготовка и проведение классного часа День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)

2

13.02

15.02

20

Проведение экскурсии «Герой Советского Союза Громаков В.Ф.»

2

20.02

22.02

21

Подготовка поздравлений для ветеранов ВОВ на дому.

2

27.02

1.03

22

Сбор материала и проведение экскурсии на тему: «История и развитие хутора Эммануэлевский»

2

6.03

13.03

23

Экскурсия в ЗБС «Как это было» 7-8 классы.

2

15.03

20.03

24

Конференция по итогам выполнения поисковых заданий

2

22.03

 

25

Подготовка и участие в туристско – краеведческом движении «Отечество».

2

27.03

26

Оформление витрин экспозиций в Зале Боевой Славы.

1

3.04

27

Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда

2

5.04

10.04

28

Экологический десант по уборке памятников с. Безопасного.

1

12.04

 

29

Проведение экскурсий для 5-7 классов к Международному дню памятников и исторических мест

1

17.04

 

30

Подготовка и проведение классного часа «От Москвы до Берлина».

2

19.04

24.04

 

31

Мероприятия ко дню победы в рамках недели памяти.

2

26.04

3.05

8.05

32

Участие в торжественном митинге, посвященном Дню Победы. Поздравление ветеранов: акции «Доброе утро, ветеран!»,

Вахта памяти.

2

9.05

33

Экскурсия в местный музей 

1

10.05

34

Подготовка и проведение экскурсии для начальной школы к международному дню музеев

 

1

15.05

35

Подготовка материалов для отчетно – выборной конференции активом зала

1

17.05

36

Отчетно – выборная конференция «Итоги работы Зала Боевой Славы» за 2016 – 2017 учебный год

1

23.05

37

Составление плана работы Зала Боевой Славы  на летний период

2

24.05

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия  реализации  программы.

 

Методическое обеспечение программы.

Для  реализации  программы,  выполнения  поставленных  целей  и  задач  целесообразно  применять  следующие  средства  обучения  и  воспитания:

·        Предметы,  используемые  в  воспитательной  работе:  экспонаты  экспозиций  и  выставок,  наглядные  пособия,  музыкальное,  художественное  оформление,  телевидение,  видео-аудио-СD-DVD-записи,  технические  средства,  литературу,  публицистику,  документальные  источники.

·        Воспитательные,  обучающие  и  развивающие  виды  деятельности  учащихся:  социальная,  образовательная,  поисково-исследовательская,  фондовая,  экспозиционная, оформительская,  экскурсионная,  культурно-просветительская  и  другая  творческая  работа.

·        Научно-методические:  нормативно-методические  материалы  по  организации  и  ведению  работы  зала,  методические  разработки  занятий  с  активом  зала,  сценариев  массовых  мероприятий  для  учащихся  разного  возраста  по  тематике  работы  школьного  зала.

       В  ходе  реализации  программы  учащиеся  получают  следующие  знания,  умения  и  навыки:

·        организация  работы  и  виды  деятельности  зала боевой славы;

·        организация  и  проведение  поисково-исследовательской  работы;

·        организация  и  проведение  экспозиционно-выставочной  работы;

·        организация  и  выполнение  оформительской  работы зала;

·        организация  и  проведение  культурно-просветительской  работы;

·        планирование,  подготовка,  проведение  и  анализирование  работы;

·        коллективное  взаимодействие  в  ходе  творческой  деятельности  на  основе  самоуправления  в  рамках  зала боевой славы.

 

 

 

Диагностика результатов:

 - соревнования, зачеты, практические занятия;

 -  смотры – конкурсы исследовательских работ;

 -  выставки, конференции, творческие отчеты;

 - проектная деятельность.

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителей:

 

1.     Агапова  И. А.,  Давыдова  М. А.  Мы – патриоты. – М.: ВАКО,  2006.

2.     Касимова  Т. А.,  Яковлев  Д. Е.  Патриотическое  воспитание  школьников:  Методическое  пособие. – М.:  Айрес-пресс,  2005.

3.     Кузнецова  Н. А.,  Яковлев  Д. Е.  Управление  методической  работой  в  учреждениях  дополнительного  образования  детей.  М.,  2003.    

4.     Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов / Автор-сост. В. А. Орлова. – Новосибирск: Изд-во  НИПКиПРО, 2004.

5.     Создаём  школьный  музей:  методические  рекомендации / Автор-сост.  А. М. Никитин. – Л.:  Ленуприздат,  1990.

6.     Вопросы экскурсионной работы /Под ред. М.А.Казарина. – М.1973

7.     Сичинава В.А. Экскурсионная работа. – М.: Просвещение, 1981.

8.     Даринский А.В. Кривоносова Л.Н. Краеведение – М. Просвещение , 1987.

 

  Литература для учащихся:

1. Ашурков В.Н., Кацаба Л.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М, 1980.

2. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М, 1987.

3. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 г. Ставрополь, 1996.

4. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки / Научные редакторы – проф. Д. В. Кочура и проф. А. А. Кудрявцев. – Ставрополь, 2002.

5. История народов Северного Кавказа XVIII– начала XXвв. М., 1988.

6. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки / Научные редакторы – проф. Д. В. Кочура и проф. А. А. Кудрявцев. – Ставрополь, 2002.  

7. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. Ставрополь, 1994.