Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края
План работы
по трудовому обучению и воспитанию в МУПБ
им. Героя Советского Союза Громакова В.Ф. МКОУ СОШ №3 на 2017 – 2018 учебный год
Традиции УПБ имени В.Ф. Громакова.
1. Как знамя рабочей чести нести эстафету труда (прием в члены бригады).
2. «Здравствуй, лето трудовое» - праздник открытия пятой трудовой
четверти (июнь).
3. «Праздник урожая» - общешкольный вечер (октябрь).
4. «Приди первым к победе» - участие в смотре-конкурсе УПБ (апрель)
Девиз бригады.
«Трудом и только трудом славен человек»
Год рождения бригады — 1956
Заповеди бригады.
1. Учись на совесть, полученные знания примени на практике.
2. Живешь на селе - знай технику, умей управлять ею.
3. Кто первый в труде, ему слава везде.
4. Делай так, чтобы не переделывать.
5. Будь первым в поле, а не в протоколе.
6. У нас самый счастливый - человек трудолюбивый
Руководство учебно-производственной бригадой
Руководитель ученической бригады назначается директором школы.
Непосредственное руководство УПБ осуществляет руководитель бригады, который отвечает за работу бригады в целом:
- осуществляет педагогическое руководство ее деятельностью;
-участвует в разработке плана работы бригады,
-следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий труда и отдыха школьников;
-требует от обучающихся строгого выполнения правил по
технике безопасности.
Директор школы несет ответственность за состояние УПБ, осуществляет общее руководство работы в ней.
Цели
- Совершенствование системы допрофессиональной подготовки школьников в современных социально-экономических условиях.
- Повышение уровня теоретических знаний.
- Освоение трудовых навыков, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся в сфере сельскохозяйственного производства.
Задачи
- Формирование твердых знаний и умений в области основ техники, технологии, организации и экономики производства.
- Мотивация трудовой деятельности учащихся в условиях нового механизма хозяйствования на селе.
- Трудовое становление школьников в новых экономических условиях: конкуренции и безработицы.
- В рамках сотрудничества с ООО СП им. М. Горького вести
опытническую работу, которая имеет практическое значение для колхоза. - Вести круглогодичную работу в УПБ
Развивать у обучающихся - творческие возможности и их подготовку к
профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики.
Формировать у обучающихся:
- качество рачительного хозяина
- готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых идей
- умение проявлять творчество в труде и организовать общественно – полезный труд в школе и за её пределами
- умение работать в коллективе
Функции совета бригады
Совет бригадыформирует структуру, полномочия и персональную ответственность членов совета ученической производственной бригады за порученный участок работы;
- планирует работу бригады, разрабатывает бизнес – план;
- рассматривает проекты договоров, нормативные документы;
- заслушивает отчёты о работе производственных подразделений, в случае необходимости рассматривает вопросы о принятии экстренных мер для обеспечения выполнения договорных обязательств;
- рассматривает конфликтные ситуации;
- подводит итоги деятельности бригады;
- выходит с предложениями к директору образовательного учреждения и другим организациям;
- отчитывается о проделанной работе перед общим собранием членов бригады.
Функции бригадира и его заместителя:
- организуют деятельность бригады;
- координируют работу звеньев;
участвуют в контроле и учете проделанной работы;
- контролируют выполнение режима труда и отдыха;
- следят за соблюдением требований техники безопасности.
Функции звеньевого:
- распределяет работу между членами звена и следит за её выполнением;
- определяют нормы выработки;
- организует соревнования и взаимопомощь;
- осуществляет контроль за качеством выполняемой работы;
- участвует в учете труда каждого члена звена.
Документация ученической производственной бригады.
Паспорт ученической производственной бригады (Приложение № 1).
Список членов УПБ с отметкой врача о прохождении медосмотра, подписанного директором и скрепленного печатью данного образовательного учреждения.
Журнал регистрации прохождения инструктажа по технике безопасности членами бригады.
Протоколы общих собраний и заседаний Совета бригады.
Журнал учёта выполненных работ и итоги работы УПБ за год.
Состав МУПБ
В состав УПБ Безопасненской МКОУ СОШ №3 входят 3 звена
Первое звено - овощеводческое.
В его состав входят учащиеся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х классов. Это звено самое многочисленное, работает круглогодично. В зимний период осваивают теоретические знания особенностей агротехнологии овощей (ранней, средней, поздней капусты, томатов, свеклы, моркови, лука).
В весенне-летний период участвуют в выращивании рассады, высадке ее и проводят полив и рыхление. Осенью собирают урожай.
Второе звено - опытническое.
Учащиеся этого звена принимают участие в экспериментах по определению
- содержания в почвах ООО СП им. М. Горького микроэлементов К, Р, Са, Мд,
- участвовали в эксперименте по выяснению влияния «электромагнитного модулятора «Фауст-4 Ц» на всхожесть и урожайность озимой пшеницы «Краснодарская».
На учебно-опытном участке школы были заложены следующие опыты::
1. «Влияние густоты посева семена моркови на её урожайность»
2. «Влияние площади питания на урожайность гороха».
3. «Влияние сроков посадки на всхожесть ореха крупноплодного».
4. «Народные, экологически чистые методы борьбы с вредителями сада и огорода».
Третье звено - ремонтное.
В его состав входят учащиеся 8-х - 10-х классов, которые своими силами ремонтируют школьную мебель, подклеивают книги в школьной библиотеке и выполняют мелкий, не специфический ремонт школьных помещений.
Организация режима труда и отдыха учащихся в УПБ.
800- 1200 - рабочее время учащихся.
1230 - возвращение в школу, отдых.
1330-14°° -, воспитательные мероприятия.
Режим труда регламентирован: через каждые 45 минут работы– 15 минутный перерыв.
Совместные заседания администрации школы,
совета трудовых дел УПБ, учкома.
1. Обсуждение задач, стоящих перед УПБ, утверждение условий
соревнований внутри УПБ - январь.
2. Формирование звеньев бригады - январь
3. Опытническая работа и учеба звеньев - январь-май.
4. Соблюдение правил техники безопасности при работе в УПБ - апрель.
5. Отчет о работе комиссии трудовых дел - май.
6. Отчет о работе УПБ в летний период - октябрь.
7. О подготовке к празднику «день урожая» - октябрь
8. О подготовке к отчетно-выборному собранию - ноября.
9. Отчет бригадира - декабрь.
Циклограмма круглогодичной деятельности УПБ.
Основные виды работ и занятий. |
Сроки выполнения |
За счет какого |
|
|
времени |
|
|
проводится |
Зимние работы. |
Декабрь |
На уроках |
1. Теоретические и практические занятия |
январь |
агротехнологии и |
по изучению трактора МТЗ-82 и |
февраль |
агрохимии |
сельхозмашины, составление |
|
|
технологических или агротехнических |
|
|
2.Изучение и анализ почвенных образцов. |
|
На уроках химии, |
Биохимический анализ продуктов |
январь |
биологии, |
растениеводства. наблюдение за |
февраль |
агротехники. |
состоянием озимых посевов. Анализ |
март |
|
семян на всхожесть |
|
|
3. Подготовка материалов к |
январь |
На уроках биологии, |
планированию работы УПБ. |
февраль |
агротехники, |
Подготовительная работа по |
март |
агрохимии. |
опытничеству. |
|
|
Весенние работы. |
март. |
За счет общественно |
4. Работа по подготовке почвы |
Апрель. |
полезного труда. |
5.0пределение семян на всхожесть. |
март |
На уроках |
6. Посев, прополка |
Апрель - июль |
агротехники |
7. Уборка урожая
|
Август - сентябрь |
|
Трудовое воспитание учащихся и профориентация.
1. Встреча с механизаторами подшефного хозяйства. Узнать о «секретах» работы.
2. Изучение новой техники, поступающей в подшефное хозяйство.
3.Изучать нанотехнологии, применять в сельском хозяйстве и в хозяйствах села.
4.Подготовить и провести экскурсии на производственные точки с целью профориентации уч-ся:
а) на мегаферму в село Казинка.
б) на ток ООО СП им. М.Горького
в) участвовать в районном конкурсе УПБ «Лучший по профессии».
7. Провести встречу с руководителями сельхозпредприятий с. Безопасного..
8. Поздравить тружеников подшефного хозяйства с праздником «Днем работников сельского хозяйства»
Экологическое воспитание
Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею, формирование экологического сознания. На это направлена работа УОУ и УПБ нашей школы.
Для этого ведется целенаправленная работа:
Вести метеорологические наблюдение за погодой.
1.Изучение антропогенного влияния на биоценозы пастбищ, лесополос.
2. Изменение ландшафтов села в течение года.
3. Проводить «экологические рейды чистоты» на территории школы и села.
5.Изучение состава луговой растительности
4. Изучение антропогенного влияния на воды.
5. Изучение растительности вблизи водоемов.
6. Выявление причины эрозии почв в селе, районе.
Эстетическое воспитание
1.Подготовить праздничную линейку «Здравствуй, лето трудовое!»
2. Провести экскурсию в районный музей села Донского в отдел « Сельское хозяйство».
3. Провести экскурсии для воспитанников летнего школьного лагеря на пришкольный участок
и показать им красоту природы.
4. Продолжить оформление клумб на пришкольной территории.
Патриотическое воспитание
1. Обеспечить УПБ в летний период периодической печатью.
2. Знакомить членов УПБ с районной газетой «Нива»,
3. Проводить еженедельный обзор газеты «Нива» под рубрикой « Вести с уборки»
Физкультурно-оздоровительная работа
1.В летний период организовать соревнования по волейболу и шахматам.
2. Ежедневно проводить физзарядку.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
работы звена МУПБ по подготовке к летней трудовой четверти в 2017 -2018 учебном году в МКОУ СОШ №3
|
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1 |
Проведение родительских собраний с целью пропаганды летней трудовой четверти. |
Март, 2018 год |
Классные руководители |
2 |
Подбор работающих учителей и утверждение графика работы в УПБ. |
Апрель |
Директор школы |
3 |
Общешкольное собрание с повесткой дня: «Задачи УПБ на летний период 2018 года». |
Март |
Ответственный за трудовое воспитание в школе. |
4 |
Медицинское освидетельствование учащихся , работающих в УПБ. |
Апрель |
Медсестра |
5 |
Приём и рассмотрение заявлений учащихся . |
Март |
Совет бригады |
6 |
Проведение организационных собраний, выбор органов самоуправления. |
Апрель |
Совет бригады |
7 |
Обучение членов УПБ правилам ТБ. |
Май |
Учитель технологии |
8 |
Разработка и принятие планов работы трудовых объединений. |
Апрель-май |
Совет бригады |
9 |
Комплектование библиотеки, инвентаря для культмассовой работы , подготовка атрибутики и наглядной агитации. |
Май |
Зам.директора по воспитательной работе. |
10 |
Разработка сценария праздника труда. |
Май |
Зам. директора по воспитательной работе |
Положение об ученической производственной бригаде
Цели и задачи.
1. Ученическая производственная бригада – самостоятельное трудовое объединение школьников, целью которого является:
- совершенствование системы допрофессиональной подготовки школьников в современных социально – экономических условиях, повышение уровня теоретических знаний, основание трудовых навыков, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся в сфере сельскохозяйственного производства.
2. Ученическая производственная бригада (далее сокращенно УПБ) создаются для решения комплекса учебно-педагогических и производственно-воспитательных задач:
- совершенствование и углубление системы допрофессиональной подготовки школьников в сфере непрерывного учебно-воспитательного процесса;
- формирования и воспитания человека, способного свободно и правильно ориентироваться в реальной действительности, в общественной и трудовой жизни, умело и четко выполнять свои гражданские обязанности; соединения теоретического обучения с практикой путем непосредственного участия в работе отраслей сельскохозяйственного производства;
- воспитания у учащихся творческого отношения к труду, подготовки их к активной трудовой деятельности;
- развития творческих, аналитических способностей у учащихся, склонных к исследовательской работе;
- формирования и подготовки социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;
- привлечения сельскохозяйственных предприятий и общественности к процессу обучения и трудового воспитания школьников;
- организация содержательного и активного отдыха учащихся в каникулярный период, укрепление их здоровья.
II. Организация УПБ и содержание работы.
Ученическая производственная бригада организуется по инициативе педагогического коллектива и учащихся общеобразовательной школы и является ее структурным подразделением, осуществляющим учебную, производственную и исследовательскую работу на земельных участках, закрепленных за школой.. Учащиеся 5 – 6 классов могут работать в составе бригады с соответствующим их возрасту режимом и отдыхам.
УПБ организуется по совместному решению руководства школы, родительского комитета, сельскохозяйственные предприятия и учащихся.
УПБ организуется на постоянной основе, осуществляет свою деятельность круглогодично в сфере одной или нескольких отраслей сельскохозяйственного производства .
Форма и содержание производственной деятельности и организации УПБ определяется органами самоуправления бригады.
УПБ имеет свою эмблему, девиз и наименование.
Деятельность УПБ основывается на следующих нормативно- правовых документах:
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
3. Земельный кодекс РФ.
4. Нормативные документы Министерства образования, экономики, сельского хозяйства и продовольствия РФ.
5. Нормативные документы МО РМ.
6. Устав школы.
7. Примерное положение об ученической производственной бригаде.
III. Руководство работой ученической производственной бригады.
На уровне района – органом управления образованием района.
Непосредственно руководство УПБ осуществляется руководитель бригады, который назначается приказом директора школы.
Руководитель УПБ отвечает за весь учебно-производственный процесс в бригаде, возглавляет рабочую группу по разработке бизнес-плана учебно-производственной деятельности и его выполнение, следит за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиенических условий труда и быта школьников, требует от членов бригад строгого выполнения правил по технике безопасности.
Заместитель руководителя УПБ осуществляет руководство производственной деятельностью бригады. Участвует в разработке бизнес-плана, координирует его исполнение и организует материально-техническое обеспечение работ; осуществляет учет работ и контроль за их качеством. Отвечает за создание здоровых и безопасных условий труда, совместно с учителями биологии и химии руководит проведением с/х опытов.
Организует агротехническую, зоотехническую, экономическую учебу, занятия по технике безопасности с членами бригады.
Организация производственной и учебно-воспитательной работы в УПБ осуществляется на основе ученического самоуправления. Высшим органом самоуправления УПБ является общее собрание членов бригады, на котором:
- избирается Совет бригады, бригадир и его заместитель, руководители подразделений, звеньев, а также определяются сроки их полномочий;
- обсуждаются и утверждаются планы работы и бизнес-планы учебно-производственной деятельности;
- рассматриваются вопросы дисциплины, быта членов бригады, подводятся итоги ее деятельности;
- принимаются изменения и дополнения в Положение об УПБ. Общее собрание членов бригады проводится не реже одного раза в год. Решения по важнейшим вопросам деятельности УПБ принимаются при наличии не менее 2/3 голосов присутствующих на собрании.
В период между собраниями в качестве высшего органа самоуправления выступают Совет УПБ, который:
- организует выполнение решений общего собрания;
- участвует в организации учебно-воспитательной и производственной работы УПБ;
- определяется направление использования финансовых средств бригады;
- заслушивает отчеты о работе производственных подразделений бригады;
- выходит с предложениями к директору школы и его заместителям об улучшении организации и отдыха в бригаде, поощрения лучших звеньев, учащихся;
- отчитывается о своей работе перед общим собранием членов бригады.
Решение Совета является правомочным, если на его заседании присутствует не менее 2/3 состава Совета и за него проголосовало большинство присутствующих.
Решение Совета является обязательным для всех членов бригады.
В состав Совета бригады входит бригадир, его заместители, звеньевые, лучшие члены бригады, директор школы, заместители директора.
Бригадир и его заместители участвуют в организации учебно-производственной деятельности УПБ, координирует работу между звеньями, организуют контроль и учет в деятельности бригады, обеспечивают выполнение режима труда и отдыха членов УПБ, соблюдение требований техники безопасности.
Руководители подразделений производственных (звеньевые) совместно со специалистами организуют работу в своих звеньях и распределяют обязанности между членами звена;
- осуществляются контроль за качеством выполняемой работы;
- следят за выполнением правил техники безопасности на рабочих местах
IV. Содержание и организация работы ученической производственной бригады.
Содержание и организация работы УПБ определяются целью и задачами настоящего положения.
В УПБ учащиеся проходят производственную практику, выполняют полный цикл работы по производству запланированных объемов сельскохозяйственной продукции. Проводят опытническую работу, участвуют в уходе за посевами с/х культур.. Приобретение необходимые знания и умения, овладевают основами с/х профессий.
Основная документация УПБ:
- Положение об УПБ;
- Паспорт УПБ, содержащий необходимые сведения о нем;
- Список членов УПБ с отметкой врача о прохождении медосмотра, утвержденный директором школы;
- Бизнес-план производственной деятельности УПБ;
- Дневник опытнической работы УПБ;
- Журнал учета выполняемых работ;
- Протоколы общего собрания и заседания Совета бригады УПБ;
- Журнал прохождения инструктажа по технике безопасности
План работы УПБ.
V. Обязанности школы по организации работы УПБ.
Директор школы:
- несет ответственность за поставку работы в бригаде, за безопасные здоровые условия труда и организацию содержательного отдыха учащихся;
- организует работу ученической бригады как структурного подразделения школы;
- обеспечивает экономически эффективную организацию труда и допрофессиональное обучение учащихся;
- обеспечивает выполнение правил внутреннего трудового распорядка работы УПБ;
- несет личную ответственность за соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии в УПБ.
Взаимные обязательства школ и ученической производственной бригады закрепляются в соответствующем договоре.
Оплата труда членов ученической производственной бригады должна осуществляется в соответствии с действующим законодательством, согласно норм и расценок, в том числе и в натуральном выражении (с/х продукции) в соответствии с размерами и целями, установленными в договоре.
Подведение итогов деятельности УПБ проводится не реже одного раза в год.
УПБ принимают участие в проводимых районных республиканских слетах, конкурсах, конференциях.
Результату работы ученических производственных бригад отражаются в соответствующих документах отчетности по установленным формам:
- паспорт УПБ;
- дневник опытнической работы УПБ;
- годовой отчет работы УПБ.